Роскомнадзор уже год пытается заблокировать работу приложения-рации Zello. Дело дошло до блокировки серверов Amazon и Google
Впервые Роскомнадзор блокировал приложение-рацию Zello еще год назад. В апреле 2017-го блокировка начались из-за того, что Zello (как и многие другие приложения для коммуникации и социальные сети) отказалась выполнять принятый в рамках «пакета Яровой» федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно этому закону, мессенджеры и соцсети должны хранить логи переписки и персональные данные пользователей в течение года и предоставлять их по требованию правоохранительных органов вместе с ключами шифрования. Основатель и технический директор Zello Алексей Гаврилов говорил «Медузе», что эти требования российского законодательства в области распространения информации представляются ему «бессмысленными».
1 апреля 2018 года Гаврилов рассказал радиостанции «Эхо Москвы», что после блокировки количество пользователей в России уменьшилось примерно в два раза. Вместе с тем он сообщил, что в приложении есть встроенные ресурсы для обхода блокировок. По его словам, они работали настолько хорошо, что многие пользователи не заметили, что приложение заблокировано.
По данным «Ведомостей», Роскомнадзор дал операторам новую команду блокировать Zello в марте 2018 года. В письме операторам ведомство назвало блокировку Zello «экспериментом» — служба решила не просто блокировать ресурс, но и подсети — серверы, которые необходимо «выключить» для прекращения работы сервиса. В списке из 36 серверов, подлежащих блокировке, 26 принадлежали компании Amazon. Уже 3 апреля Amazon попросил Zello не использовать их серверы для обхода российских блокировок. Алексей Гаврилов тогда сказал, что это требование будет выполнено, и компания найдет для себя другие платформы, их название он не уточнил.
В середине апреля Роскомнадзор начал блокировать домены, которые Zello использует на серверах Google. Всего за 10 и 11 апреля было заблокировано 286 IP-адресов и 285 технических доменов. «Этого количества более чем достаточно», — сказал «Медузе» юрист организации Роскомсвобода Саркис Дербинян. По его словам, блокировка каждого нового IP-адреса нарушает связность работы всего приложения. В пресс-службе Роскомнадзора заявили «Интерфаксу», что на работе остальных сервисов Google блокировка никак не скажется.
Гаврилов 12 апреля не был доступен для комментариев. Саркис Дербинян из Роскомсвободы не исключил, что если Zello будет переносить свои мощности на новые сервисы Google, а Роскомнадзор продолжит блокировать и их, то «в достаточно быстрый срок тысячи и даже миллионы адресов Google могут оказаться в реестре», и это может привести к сбою в работе многих сервисов компании.
Дальнобойщики говорят, что пользовались и продолжают пользоваться Zello. Администратор сайта объединения перевозчиков России Михаил Курбатов рассказал «Медузе», что, несмотря на блокировки 2017-го года, большинство дальнобойщиков продолжило им пользоваться. «Сначала перевозчики попробовали использовать альтернативные мессенджеры, но оказалось, что они реально сильно уступают Zello. Мы и Skype пробовали, и еще что-то аналогичное, но в итоге кто-то из ребят скинул в общий чат в Whatsapp инструкцию, как обходить [блокировку], и мы вновь стали пользоваться Zello», — говорит Курбатов.
Ирина Кравцова