Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Что делать, если деньги зависнут на Кипре, ссора Цукерберга и Кума и первая сделка нового владельца «Магнита»

Счета россиян на Кипре замораживают — что делать? Ответы — в вечерней рассылке The Bell

2018-й уже можно назвать худшим для российских денег в Европе. Одна за другой закрываются все самые любимые российскими бизнесменами юрисдикции — Британия не дает визу Роману Абрамовичу и требует новых подтверждений доходов россиян, а Латвия фактически отказывается от работы с российскими клиентами. Последним ударом стал Кипр, где счета россиян с мая замораживают и требуют предоставить заведомо нереалистичный для офшора список документов. Мы разобрались, что делать в этой ситуации владельцу счета в кипрском банке.

  • Подробно прочитать о начале проблем россиян на Кипре можно здесь и здесь. На основании циркуляра ЦБ местные банки составили свои списки подозрительных счетов и потребовали у тех, кто их открывал, дополнительные документы. До их предоставления счет замораживают.
  • Дальше возможны два сценария, говорит гендиректор компании «Эмкварта. Персональный Советник» Наталья Смирнова. Первый – владелец счета ничего не предоставляет, либо его документы не удовлетворяют банк. Тогда банк требует в ограниченный срок вывести деньги, удерживая комиссию в €500-1000 за «углубленный анализ». Второй сценарий — банк соглашается работать со счетом, но требует перерегистрировать его с офшора на физлицо или компанию, которая ведет реальную хозяйственную деятельность.

Независимо от того, заморозили ваш счет на Кипре или нет, можно действовать тремя способами:

  • Оставаться на Кипре. Это разумно, только если вам принципиально важно оставить средства именно на Кипре: например, вы действительно ведете на острове свой бизнес, либо постоянно живете
  • Уходить в другую юрисдикцию — лучше всего в ту, с которой вас действительно что-то связывает: наличие вида на жительство, недвижимости или бизнеса. В противном случае побег лишь отсрочит проблемы, но не решит их/
  • Возвращаться в Россию. Хороший вариант для тех, кто готов рассказать российским налоговикам о своих иностранных активах. Пока амнистия выглядит довольно безопасной, но нельзя ручаться, что правила игры не поменяются впоследствии.

Подробно о плюсах и минусах всех трех способов — в статье у нас на сайте.

Что мне с этого?

Советы могут отличаться, но все собеседники The Bell единодушны: вслед за Прибалтикой и Кипром подтянутся и другие юрисдкции — хотя не все сразу, и какое-то время можно будет перебираться из одной страны в другую. В качестве экстренной меры это может сработать. Но ситуация на Кипре – очередной повод задуматься, как быть с деньгами в целом. Стоит разобраться, сможете ли вы доказать их происхождение, если потребуется, и начать собирать нужные документы.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Разговор с человеком, который заработал Тинькову миллиард.

13 июня на закрытую встречу с подписчиками The Bell в Cabinet Lounge придет один из самых успешных финансовых менеджеров в России — председатель правления «Тинькофф банка» Оливер Хьюз. Он прошел путь от менеджера до руководителя российского представительства Visa, променял стабильную работу на финансовый стартап Олега Тинькова и сделал из него один из самых успешных российских розничных банков с капитализацией $3,7 млрд.

У наших подписчиков есть редкая возможность пообщаться с Оливером лично и задать ему самые важные вопросы о банковском секторе. Встречу модерирует Елизавета Осетинская. Количество мест ограничено. Начало в 20:00. Билеты можно купить здесь.

Мы не записываем наши встречи и не публикуем никаких протоколов. BellClub — это место, где вы можете не просто увидеть, а лично познакомиться с политиками, бизнесменами и экономистами и задать им действительно важные вопросы. Конфиденциальность и узкий круг приглашенных — залог откровенности наших гостей.

Для тех, кто хочет чаще бывать на наших мероприятиях, мы разработали специальный абонемент «Топ-10 The Bell». Для обладателей абонемента найдется место на любой закрытой встрече. Узнайте, как его приобрести, у Анны Кожухарь:

+79167144265

a.kozhukhar@thebell.io

ДЕНЬГИ

Сделка с большой заинтересованностью

Новый совладелец «Магнита» Александр Винокуров всего две недели назад закрыл сделку по покупке 12% акций розничной сети у ВТБ, но актив уже начинает приносить ему немалую выгоду. Сегодня «Магнит» объявил о том, что может выкупить у Marathon Group Винокурова фармдистрибутора «СИА групп». Фармацевтическую компанию Винокуров купил в 2016 году, «Коммерсант» предполагал, что сделка будет безденежной — компания была обременена многомиллиардным долгом.

Сколько «Магнит» может заплатить за «СИА», неизвестно. Выручка фармкомпании в 2017 году составила 54,7 млрд рублей, год назад участники рынка оценивали ее стоимость примерно в $1 млрд. Примерно такой же (62,5 млрд рублей) была рыночная стоимость 12% «Магнита», купленных Винокуровым как минимум частично за счет кредита ВТБ.

Неудивительно, что все эти обстоятельства заставили миноритариев «Магнита» усомниться в оправданности покупки «СИА». Один из них, Prosperity Capital Management, распространил заявление, в котором отметил, что оптовая аптечная торговля — конкурентный рынок, и маржа дистрибутора не превышает 1-2%. «Если есть много оптовиков, которые за 1% процент привезут вам все, что надо, зачем покупать этого оптовика?», — задается вопросом миноритарий.

«Евросети» больше нет

После объединения сетей салонов сотовой связи «Евросеть» и «Связной» бренд «Евросеть» перестанет существовать, а салоны будут ребрендированы под «Связной», объявила объединенная компания. Изменится и формат магазинов, будет расширен их ассортимент: кроме смартфонов и планшетов, сеть предложит спортивные товары, устройства для контроля здоровья, товары для дома. Основатель «Евросети» Евгений Чичваркин прокомментировал The Bell эту новость одним словом: «Аминь».

Санкции станут опаснее

Банковская система России пока устойчива к санкциям и может пережить еще одну волну ограничений, но ее платежеспособность «существенно ослабеет» в случае двух-трех раундов санкций, особенно если в новые списки попадут еще несколько крупных российских олигархов, считают аналитики Moody's. В апреле под ограничительные меры Минфина США в том числе попали Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг и были вынуждены расставаться с активами и просить господдержки.

ПРАКТИКА

Пользователь или продукт

Основатели WhatsApp — Ян Кум и Брайан Эктон — в 2014 году продали мессенджер Facebook за $22 млрд. Они не собирались уходить из компании, пока не рассорились с Марком Цукербергом и не были вынуждены это сделать. Причина — в идеологическом конфликте: создатели мессенджера — принципиальные противники рекламы, а Facebook, наоборот, зарабатывает миллиарды на таргетированных баннерах. WSJ в деталях рассказывает (а мы переводим), как развивалось противостояние, и это поучительная история о том, что продажа стартапа крупному игроку точно принесет большие деньги и в то же время исключит возможность оспаривать решения, на которых настаивает покупатель.

Правильный PR в Instagram

Для рекламы своего бренда в Instagram лучше выбирать не знаменитостей с огромной аудиторией, а нишевых блогеров, на которых подписано до 100 тысяч человек. И дело тут не только в очевидной финансовой выгоде — как показывают исследования, количество подписчиков обратно пропорционально уровню вовлеченности аудитории: у нишевых блогеров «однородные» читатели, доверяющие их словам. Более того, нишевых блогеров любят алгоритмы Instagram, и за ними не охотятся таблоиды — ваш бренд точно не угодит в скандальную историю. Inc рассказывает о преимуществах такого подхода и объясняет, как выбрать блогера, который вам подходит.

Деньги на коже

Приложение SkinNinja сканирует штрих-коды ваших косметических средств для кожи и не просто показывает, какие вредные элементы или потенциальные аллергены в них есть, но и объясняет, чем, собственно, вещество вредно. Джо Осборн, основатель компании-создателя приложения Sciapps, делала сервис в том числе и для себя — в 26 лет предпринимательница узнала, что у нее рак кожи, и не хочет, чтобы в составе ее косметики оказались канцерогены. «75% людей не знают, из чего состоит их средство для ухода за кожей, но 69% хотят узнать», — утверждает Осборн.

Петр Мироненко