Original Material
Financial Times: к краху «Открытия» привела «секретная» покупка 20% акций ВТБ
Большую роль в крахе банка «Открытие» сыграла «тайная» скупка 20% акций банка ВТБ, рассказал The Financial Times действующий глава «Открытия» Михаил Задорнов. По данным издания, «Открытие» активно поддерживало котировки ВТБ, но само в итоге понесло «колоссальные потери». По словам Задорнова, они составили «десятки миллиардов рублей». ВТБ утверждает, что понятия не имел об этих операциях.
Детали
- Всего за несколько лет банк «Открытие» вырос до размеров крупнейшего в России частного банка – помогло дешевое финансирование ЦБ и покупки, которые частично финансировал ВТБ.
- Но в прошлом году ЦБ обнаружил в балансе «Открытия» гигантскую дыру и отправил банк на санацию. Причины краха регулятор ранее объяснял проблемами с банком «Траст» («Открытие» занималось его санацией и не рассчитало сил) и неоправданными тратами банка на покупку «Россгосстраха». Но, как выяснилось, была и еще одна причина – большая скупка акций ВТБ.
- Оказалось, что еще в 2012-2014 годах «Открытие» консолидировало около 20% акций ВТБ (больше половины всех акций в свободном обращении). Но об этом мало кто знал, потому что пакет был раздроблен и висел на разных компаниях – так, чтобы не надо было раскрывать владение. Задорнов в интервью FT признался, что даже он не подозревал у ВТБ есть такой крупный акционер, хотя сам до прихода в «Открытие» 13 лет возглавлял розничное подразделение группы.
- Эта покупка сыграла ключевую роль в падении «Открытия», считает Заходорнов. Зато ВТБ операции «Открытия» с его акциями были только в плюс – они помогали поддерживать курс акций. «Открытие» скупало бумаги у тех, кто брал их в долг для того, чтобы шортить, затем искусственно создавало дефицит предложения на рынке, заставляя спекулянтов продавать их дороже, а потом – снова покупало. В итоге к середине 2015 года капитализация ВТБ выросла почти вдвое.
- Зачем это нужно было «Открытию» – большой вопрос (бывший собственник банка Вадим Беляев и бывшие топ-менеджеры банка это не комментируют). ВТБ заявляет, что узнало о том, что «Открытию» принадлежал такой крупный пакет его акций, только прошлой осенью, и ко всем этим сделкам банк отношения не имеет. В ЦБ сказали, что сделки с акциями ВТБ были законны, но задолго до краха у «Открытия» не было «ни намерений, ни финансовых возможностей для выполнения обязательств» по сделкам РЕПО, с помощью которых финансировались эти операции. Задорнов заявил FT, что купленный «Открытием» пакет планировался к продаже неназванному «стратегическому инвестору». По его словам, это обсуждалось с бывшим главой и основателем банка Вадимом Беляевым и Эльвирой Набиуллиной.
- Осенью 2017 года, когда капитализация ВТБ резко упала, «Открытие», по словам Задорнова, понесло «колоссальные убытки» на «десятки миллиардов рублей».
- Эта и другие «смелые» сделки «Открытия» накалили отношения между Беляевым и менеджментом банка. По данным FT, именно из-за высокорискованных сделок свой пост покинул президент «Открытия» Рубен Аганбегян. За год до национализации банка знакомые предупреждали Беляева о проблемах, но он отвечал на это, что стал крупнейшим частным акционером ВТБ.
- В итоге ЦБ вынес свой «убийственный» вердикт: капитал «Открытия» был «в основном фиктивным», а его стиль управления — «авантюрным». Банк стал первым, кто попал под новую процедуру санации через созданный стараниями ЦБ Фонд консолидации банковского сектора. ЦБ в итоге выкупил допэмиссию «Открытия» на 456 млрд рублей и предоставил банку 111 млрд рублей в форме депозитов (подробно об этой истории можно прочитать здесь). «Открытию» по-прежнему принадлежит чуть меньше 8% акций госбанка.
- Теперь Задорнов хочет объединить «Открытие» с также санируемым Бинбанком и в течение трех лет сделать новую структуру публичной. Сразу несколько топ-банкиров в разговоре с FT усомнились в том, что задача осуществима. «Никто не будет покупать эти акции», — сказал один из них.
Что мне с этого?
Санация «Открытия» для участников банковского рынка не стала неожиданностью, но она повлекла за собой падение еще двух крупных частных банков – Бинбанка и Промсвязьбанка. Из-за перекрестных операций их даже назвали «банковским кольцом». Доверия к частным банкам и к банковскому сектору в целом после таких историй, конечно, не прибавилось.
Артем Губенко