Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Все отдать, отовсюду уйти: 5 пунктов плана, который должен спасти бизнес Дерипаски от санкций

Фото: commons.wikimedia.org/CC BY-SA 3.0

En+ Олега Дерипаски через своих лоббистов в Вашингтоне обратилась к минфину США с предложением временно исключить из санкционного списка саму компанию и подконтрольную ей UC Rusal. En+ утверждает, что только так сможет реализовать «план Баркера» – комплекс мер, направленных на отстранение Дерипаски, который попал под персональные санкции США, от его собственного бизнеса.

План назван в честь бывшего британского министра энергетики лорда Грегори Баркера, который сейчас является независимым главой совета директоров En+. Он должен спасти En+ и UC Rusal от санкций. В середине июля нанятые Баркером лоббисты из компании Mercury изложили этот план минюсту США – первыми на сайте ведомства их обращение обнаружили «Открытые медиа».

Детали

  • Из сообщения Mercury следует, что En+ обратилась в OFAC (подразделение минфина США, которое отвечает за санкции) с просьбой принять решение о временной отмене санкций не позже 5 августа. К этому числу резиденты США, согласно действующему предписанию OFAC, обязаны частично завершить сделки с компаниями Дерипаски. Но на август-сентябрь у En+ запланировано большое количество транзакций, в том числе нуждающихся в одобрении регуляторов, говорится в документе. Находясь под санкциями, реализовать их будет невозможно.
  • Кроме того, Mercury перечисляет список того, что уже было сделано со стороны En+ для того, чтобы снизить участие Дерипаски и его команды в управлении компанией и ее активами. В частности, речь идет о перестановках в руководстве En+ и Rusal, которые, как требует Минфин США, должны привести к фактическому уходу Дерипаски от управления обеими компаниями.

Пять пунктов плана

В рамках «финальной фазы» реализации «плана Баркера» En+ обещает сделать следующее:

  • продолжить совместно с OFAC работать над списком кандидатов в независимый совет директоров компании, сформированный 5 июля;
  • продолжить вести переговоры не только с Олегом Дерипаской, но и с его семьей о передаче их долей в компании специальной организации или трасти, утвердить которых должен OFAC. До прошлогоднего IPO членам семьи Дерипаски принадлежало 13% акций En+, в том числе почти 7% прямо накануне размещения были выпущены в пользу Полины Дерипаски, которая была супругой бизнесмена (официально о матримониальном статусе Олега и Полины Дерипаски ничего неизвестно, знакомые обоих лишь рассказывают, что пара давно не живет вместе). После IPO у членов семьи Дерипаски осталось 11,4% акций, раскрывала компания (сколько осталось у Полины Дерипаски – не сообщалось). По текущим котировкам такой пакет стоит на Московской бирже около $350 млн.
  • компания обещает открыть специальный эскроу-счет, на который будут перечисляться дивиденды (и иные средства) на оставшийся у Дерипаски пакет в En+. Таким образом, можно будет гарантировать, что бизнесмен, оставаясь под санкцями, не будет получать никакой финансовой выгоды от участия в компании.
  • En+ также собирается завершить сделку с трейдером Glencore, который до введения санкций собирался конвертировать свои 8,75% акций UC Rusal в акции En+. Эта сделка позволит снизить долю структур Дерипаски;
  • наконец, компания договаривается с ВТБ (также находится под санкциями) о том, чтобы освободиться от финансовых обязательств перед ним — по данным Reuters, компания Дерипаски должна ВТБ и Сбербанку $5,2 млрд (сколько конкретно ВТБ — неизвестно). Кроме того, En+ указывает, что принадлежащими ВТБ акциями компании (9,6%) будет голосовать независимый человек — его кандидатура также будет согласована с OFAC.

Что дальше

  • Обращение Mercury было зарегистрировано 12 июля. Через несколько дней глава Минфина США Стивен Мнучин заявил, что ведомство получило и рассматривает это предложение, отметив, что у него нет плана выживать UC Rusal с рынка.
  • Mercury в своем обращении описывает, какие негативные последствия ждут мировой рынок, в случае, если минфин примет отрицательно решение – перебои с поставками алюминия на мировом рынке, шоки для автомобилестроения и судостроительной отрасли, к тому же – потребителям придется наращивать закупки алюминия в Китае. Также лоббисты отмечают, что En+ и Rusal тесно связаны между собой. Это значит, что для реализации «плана Баркера» было бы целесообразно хотя бы на время вывести из-под санкций обе компании.
  • Там же отмечается, что в случае неудачи «плана Баркера» появится возможность для национализации En+ или продажи компании китайским инвесторам, что навредит, в первую очередь, потребителям в США.
  • Получила ли Mercury какой-то ответ от минюста – неизвестно.

Контекст

  • В апреле США ввели экономические санкции против нескольких российских миллиардеров и их компаний. В частности, против Олега Дерипаски, En+, Rusal, группы ГАЗ и др.
  • И миллиардер, и все его компании находятся в SDN-листе: их активы на территории США блокируются, а американским гражданам запрещается вести с ними дела. Резиденты других стран за сотрудничество с санкционными компаниями или физлицами могут сами попасть под так называемые вторичные санкции.
  • После введения санкций власти США допускали, что могут снять санкции с компаний Дерипаски, если тот выйдет из их капитала или «откажется от контроля». Бизнесмен согласился снизить свою долю в En+ ниже 50%, а новым независимым главой совета директоров En+ стал лорд Баркер, который тут же принялся за разработку дальнейшего плана действий.

Артем Губенко