Следователь попросил отпустить обвиняемых по делу «Нового величия» девушек под домашний арест. Что изменилось и как будут развиваться события

Анна Павликова и Мария Дубовик
Сегодня стало известно, что следствие попросило суд смягчить меру пресечения для обвиняемых по делу «Нового величия» Анны Павликовой и Марии Дубовик с содержания под стражей на домашний арест. «Медиазона» объясняет, как могут дальше развиваться события.
Следователь резко изменил свою позицию и даже вернулся из отпуска
Ходатайство в суд подал руководитель следственной группы Антон Малюгин — тот же следователь, который меньше недели назад просил продлить срок содержания под стражей. Адвокат Ольга Карлова, представляющая интересы Павликовой, сказала «Медиазоне», что Малюгин сейчас находится в отпуске, однако он лично привез ходатайство в суд. Позицию следователя, по информации Znak.com, поддерживает прокуратура.
О ходатайстве стало известно за несколько часов до начала «Марша матерей» — несогласованной с московскими властями акции в поддержку арестованных девушек. Аналогичную акцию планируют провести в Екатеринбурге. Организаторы московского марша уже сказали, что пока отменять акцию не планируют.
Что изменилось, следователь не объяснил
Адвокат Дубовик Максим Пашков в разговоре с Insider заметил, что ему пока неизвестны мотивы следователя. Карлова говорит, что ознакомиться с ходатайством адвокаты смогут 16 августа перед заседанием.
«Ну, я думаю, что, наверное, [следствие мотивировало ходатайство] болезнями [арестованных] — чем они будут обосновывать? Хотя и раньше эти болезни были», — считает юрист. В середине июля Павликова была госпитализирована из СИЗО, позже ее вернули в изолятор. ФСИН утверждает, что девушка не нуждается «в лечении в условиях специализированного лечебного учреждения». По словам матери Дубовик, у девушки «по гинекологии нашли опухоль непонятного происхождения».
Вскоре в пресс-службе СК рассказали, почему подано ходатайство об изменении меры пресечения. «Это связано с завершением основных следственных действий и отсутствием оснований для дальнейшего содержания девушек под стражей», — цитирует ТАСС сообщение ведомства. При этом на сайте самого СК говорится, что ходатайство подано «с учетом данных о личностях» девушек.
Суд в любом случае может оставить девушек в СИЗО
Подача ходатайства вовсе не означает, что девушки выйдут из изолятора: просьбу следствия еще предстоит рассмотреть суду. Так, в апреле Басманный районный суд объяснил отказ перевести по ходатайству следствия из СИЗО под домашний арест бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского тем, что следователь привел в ходатайстве те же доводы, которые указывал в просьбе о продлении обычного ареста.
При этом следователь мог бы самостоятельно, без санкции суда, изменить меру пресечения девушкам на подписку о невыезде: так произошло с Малобродским, возможным организатором нападения на журналиста Олега Кашина Александром Горбуновым и двумя обвиняемыми по делу о продаже ребенка предпринимательницы Ольги Миримской.
Возможность изменения меры пресечения следователем прописана в части 2 статьи 110 УПК, но, как отмечает адвокат Карлова, следователь не может сам сменить ее с ареста на домашний арест — только на подписку о невыезде; это определено статьей 107 УПК: такая мера пресечения может быть избрана лишь судом. В случае, если суд удовлетворит ходатайство следствия, девушек освободят из-под стражи немедленно в зале суда, отмечает юрист.
Никаких других изменений в деле «Нового величия» пока нет
Следствие продолжает настаивать, что обвиняемые создали экстремистское сообщество и планировали «народные восстания» и революцию. И одним из основных доводов обвинения в этом деле станут показания информатора полиции, который сам написал устав «экстремистской» организации. О возможной переквалификации обвинений или изменении статуса фигурантов дела ничего не сообщалось. А значит всем обвиняемым грозит реальный срок от 6 до 10 лет.
Обновлено в 16:35. Добавлено сообщение пресс-службы СК.