Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Разговор за чашкой чая»: FT узнал, как Сбербанк договаривался о покупке доли «Яндекса»

Обсуждение покупки Сбербанком крупного пакета акций «Яндекса», о которой первым сообщил The Bell, происходило в неформальной обстановке и не дошло до официальных переговоров, узнала Financial Times. По информации издания, госбанк продолжает обсуждать с поисковиком перспективы инвестиций в «Яндекс». Возможно, они будут предполагать участие в бизнесе интернет-компании по доставке еды.

Детали

  • Сбербанк поднял вопрос о покупке крупной доли «Яндекса» ранее в этом году, рассказали Financial Times близкие к госбанку источники. Но глава IT-компании Аркадий Волож отклонил это предложение. «Это был разговор за чашкой чая. До официальных переговоров дело так и не дошло», — рассказал один из них.
  • Сейчас компании обсуждают возможность дальнейших инвестиций, сделку по этому вопросу они пока не заключили, сообщают три источника, близких к Сбербанку, и один источник, близкий к «Яндексу». Вероятно, в результате нее произойдет еще большая интеграция компаний в рамках общей «экосистемы», полагают собеседники.
  • Вероятно, сделка будет предполагать не покупку акций, а участие банка в растущем бизнесе «Яндекса» в области доставки еды, говорят собеседники издания. Госбанк открыт к расширению сотрудничества с интернет-компанией, в том числе и в этом направлении, сообщил изданию первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис.
  • Глава госбанка Герман Греф, который «одержим технологиями», уже давно хочет увеличить свое влияние в «Яндексе», сказал FT близкий к обеим компаниям источник. Но, по его словам, консервативному Сбербанку будет сложно интегрироваться с «Яндексом», у которого более неформальная корпоративная культура. Это уже продемонстрировала ситуация с приобретением сервиса «Яндекс.Деньги».

Контекст

  • На прошлой неделе The Bell со ссылкой на собственные источники сообщил, что Сбербанк ведет переговоры о покупке крупного пакета акций «Яндекса» — до 30% капитала. О том же спустя полчаса, тоже со ссылкой на источники, рассказала и газета «Ведомости».
  • Источник The Bell дал понять, что Сбербанк мотивировал свое предложение о покупке доли в том числе и защитой компании от возможных проблем. А их сейчас у «Яндекса» много — противостояние с «Газпром медиа», предложение московского правительства запретить агрегаторам такси устанавливать тарифы, а также законопроект Госдумы об ограничении доли иностранцев в новостных агрегаторах до 20%.
  • Комментируя информацию о переговорах, пресс-служба Сбербанка сообщила, что банк «не получал предложения о выкупе акций «Яндекса» и не обращался к «Яндексу» с подобным предложением».
  • Капитализация компании за первые сутки после публикации этих новостей упала почти на $2,7 млрд — с $11,5 млрд до $8,83 млрд. На момент публикации акции «Яндекса» на премаркете NASDAQ торгуются по цене $26,75 за ценную бумагу. Капитализация компании оценивается примерно в $8,8 млрд.
  • Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож на этой неделе сообщил, что не собирается продавать свою долю в компании. Однако факт переговоров со Сбербанком отрицать не стал, указав, что компания «постоянно получает различные предложения от третьих сторон», в том числе «касающиеся структуры капитала». Московская биржа отреагировала на заявление ростом акций на +7,82%.
  • У Сбербанка и «Яндекса» уже есть совместные проекты: в 2012 году банк купил три четверти доли в капитале «Яндекс.Деньги», а весной партнеры закрыли сделку по созданию совместной компании на рынке онлайн-ритейла, которую тут же начали сравнивать с российским Amazon. О том, как будет работать новый маркетплейс, мы писали здесь.

«Яндекс» — один из немногих примеров в мире, когда локальная компания успешно противостоит экспансии Google. И не только ему: Uber в России и вовсе был вынужден объединиться с «Яндекс.Такси». Однако появление акционера в виде Сбербанка не сулит компании Аркадия Воложа ничего хорошего: государство все-таки плохой собственник. Подробнее о последствиях возможной сделки мы писали

Лиана Фаизова