Эхо взрыва: как правоохранительные органы ищут сообщников архангельского анархиста
Краснодар
Первые новости пришли из Краснодара. В уголовный розыск на беседы стали вызывать участников либертарианских телеграм-чатов. По словам участника чата «Либертарианский юг» Анатолия Авдеева, сотрудники правоохранительных органов задавали ему вопросы по некой анкете. Спрашивали про политические взгляды, участии в политических объединениях и сообществах в социальных сетях, а также отношении к анархизму и поступку Михаила Жлобицкого, взорвавшего себя в архангельском ФСБ. Полицейские говорили, что у них есть список из 100 человек, которых необходимо опросить. Сам Авдеев связывает вызов в полицию с тем, что он подписан на анархистский паблик «Народная самооборона» во «ВКонтакте».
Сочи
3 ноября пришли за коммунистами. Дома у секретаря горкома сочинского комсомола Данила Пиньженина прошел обыск. В постановлении суда говорилось, что юноша может быть причастен к «обнаружению на металлобазе противопехотной мины» и в его квартире могут находиться взрывчатые вещества. Ничего такого у Пиньженина не нашли, но изъяли устав ЛКСМ и листовки с приглашением на митинг, посвященный Октябрьской революции. По мнению комсомольца, таким образом власти хотели запугать его и заставить прекратить общественную деятельность.
Архангельская область
А стороннику «Другой России» Валерию Шептухину удалось избежать встречи с представителем правоохранительных органов. Ему позвонил человек, представившийся сотрудником уголовного розыска по фамилии Ломач. Ломач заявил, что он стоит у подъезда дома, где живет Шептухин, и хочет поговорить с активистом о взрыве на проходной ФСБ. Шептухин ответил, что слышал о теракте только по радио и ничего добавить к этому не может. Тогда сотрудник МВД сказал, что побеседует с соседями активиста. Позднее кто-то звонил на работу Шептухину и спрашивал, есть ли он на рабочем месте.
Кроме Шептухина, силовые ведомства заинтересовались журналистом портала «Инфо24» Алексеем Полоротовым. Полоротов зарегистрирован в городе Вельске Архангельской области, но не был ни там, ни в Архангельске уже пять лет. Раньше он принимал участие в антифашистских акциях. Полоротов считает, что в МВД просто подняли старые базы, в которые он мог попасть «из-за драк с неонацистами». Знакомые рассказали ему, что сотрудники полиции приходили по адресу регистрации журналиста, где ни сам Полоротов, ни его семья уже не живут. Соседей расспрашивали о том, где молодой человек может сейчас находиться.
Полицейские сказали, что Полоротов якобы много переписывался с Михаилом Жлобицким. По словам журналиста, это не так. Полоротов утверждает, что написал ему однажды — сразу после теракта, чтобы удостовериться, что аккаунт в мессенджере принадлежит тому, кого все считали организатором взрыва. Через некоторое время сообщение Полоротова оказалось прочитанным — вероятно, его прочитали представители правоохранительных органов.
Пермь
Активистку Российского социалистического действия (РСД) Анастасию Мальцеву срочно вызвали в ФСБ прямо в день теракта. При этом она даже еще не успела узнать о нем — о взрыве ей рассказали по телефону сотрудники ФСБ. Мальцева отказалась ехать на беседу, сославшись на поздний вечер. С представителями спецслужбы они договорились, что те сами к ней приедут. По мнению Мальцевой, после теракта правоохранители теперь будут заниматься симуляцией кипучей деятельности».
Калининград
В Калининграде беседами правоохранительные органы не ограничились. 5 ноября стало известно, что сотрудники ФСБ задержали анархиста Вячеслава Лукичева. Адвокат Мария Бонцлер, защищающая активиста, заявила, что после задержания Лукичева в присутствии адвоката по назначению избили шестеро омоновцев. Его били таким образом, чтобы не оставить следов на теле. Допрос длился 36 часов.
По версии следствия, Лукичев опубликовал предсмертную записку Михаила Жлобицкого в анархистском телеграм-канале «Прометей», сопроводив комментарием, который якобы оправдывает терроризм (часть 2 статьи 205.2 УК). По мнению Бонцлер, фраза, послужившая поводом для возбуждения уголовного дела, вырвана из контекста.
Москва
2 ноября в Москве задержали 14-летнего подростка. По версии ФСБ, юноша знал Михаила Жлобицкого и контактировал с ним. Как заявляет следствие, дома у подростка обнаружили самодельное взрывное устройство, по некоторым данным он планировал теракт на «Русском марше» 4 ноября 2018 года. Уголовное дело возбудили по статьям 222.1 (незаконные приобретение, хранение взрывчатых веществ) и 223.1 УК (незаконное изготовление взрывчатых веществ).
Отец задержанного в интервью каналу «Москва 24» рассказал, что у сына нашли не бомбу, а «отдельные компоненты, которые можно купить в любом магазине». По словам мужчины, сын не готовил никаких терактов, а единственное, что его связывает с Жлобицким — это то, что они состояли в одном паблике в социальной сети «ВКонтакте».
6 ноября Пресненский районный суд Москвы арестовал задержанного подростка до 2 декабря. По мнению следствия, у юноши могли быть соучастники. По информации ТАСС, при обыске в квартире подростка изъяли «многочисленные самодельные смеси взрывчатых веществ на основе селитры, бездымный порох и другие компоненты для изготовления взрывчатых веществ, которые приобретались организованной группой с целью незаконного изготовления взрывчатых веществ». Авторы телеграм-канала «Кремлевская прачка» заявляли, что в Москве ищут около десяти человек, связанных с задержанным подростком.