Дома хорошо, а в гостях — перспективнее: почему выход на иностранный рынок лучше «локального» успеха?
В контексте мировой экономики Россию зачастую ассоциируют с ресурсами — углеводородами, металлами, древесиной и другими природными богатствами. При описании структуры экспорта нашей страны невольно возникают сравнения с Московской Русью XVI века: за рубеж мы поставляем продукты рентной экономики, товары «с земли». Суммарно больше 85% экспорта России приходится на «ресурсные» отрасли — от нефти до пшеницы. Означает ли это, что Россия вовсе не производит ничего, кроме природных ресурсов?
На самом деле нет. В структуре российского ВВП доля добычи и обработки составляет не более 30%. Возникает вопрос: почему же российские товары и услуги не поставляются на международные рынки соразмерно? Ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Марат Атнашев убежден, что такое положение дел связано скорее с установками бизнеса, нежели с общеэкономической ситуацией: любой бизнес может стать глобальным, когда у предпринимателей есть амбиции стать лучшими в мире. Вместе с преподавателями программы Practicum Global Shift бизнес-школы СКОЛКОВО мы изучили примеры того, как даже сравнительно небольшие компании смогли выйти за пределы своих возможностей — и за границу своей страны.
Глобальный «враг» у ворот
Среди российских предпринимателей есть мнение, что глобальная конкуренция начинается за таможенным постом. Проще говоря, если ваш товар не вывозят за границу, то вы не участник глобального рынка. Это неверно. Вам больше не нужно никуда отправлять продукцию, чтобы конкурировать с иностранными компаниями. Иностранные компании уже прочно обосновались здесь — у вас дома. Даже маленькая кофейня, открывшаяся в российском провинциальном городе, уже вступила в ожесточенную конкуренцию с McDonald´s или Starbucks. То же касается «нематериальных» сфер деятельности: если российский разработчик мобильных приложений представит новую детскую игру, то он автоматически вступит в конкуренцию с ведущими игровыми платформами вроде Roblox. В сфере услуг все то же самое: открыв первую гостиницу в быстрорастущем городе, вы можете быть уверены, что через некоторое время рядом может появиться отель крупной гостиничной сети.
«Глобальный рынок начинается с каждого отдельного человека. Даже успешный программист в крупной российской IT-компании каждый день конкурирует с другими успешными программистами по всему миру»
Марат Атанашев
Ректор Московской школы управления
СКОЛКОВО
Неважно, шьете ли вы платья, производите оригинальную мебель или разрабатываете чат-ботов — у вашего потенциального потребителя внутри России и даже внутри вашего региона уже есть масса возможностей получить аналогичный товар или услугу от зарубежных компаний. Однако это вовсе не означает, что нужно требовать протекции в виде импортозамещения. Напротив, присутствие международных игроков на российском рынке позволяет здраво оценить свои конкурентные преимущества. Например, за ваш кофе можно расплатиться криптовалютой, или вы шьете платья из уникальной водостойкой ткани, или ваша гостиница отличается колоритом и традиционной кухней вашего города. Зачастую такие преимущества легко масштабируются и при этом могут пользоваться спросом в других странах. Если компания может выигрывать у зарубежных конкурентов на своей территории, где у нее есть бонусы в виде понимания местного законодательства и языка, то ей будет проще и на «гостевом матче».
Доли стран от мирового ВВП в 2017 году
Да кому это нужно?
Принято считать, что компания может выйти на международные рынки, если в ее основе лежит либо уникальная технология, либо уникальная бизнес-модель. Например, всемирный успех компании Xerox был основан на технологии. А международная экспансия Uber стала возможной благодаря новой бизнес-модели. Однако практика показывает, что международная конкурентоспособность компании может опираться на любое уникальное преимущество товара, услуги или технологии. Например, китайские компании покоряют мир низкими ценами и огромным разнообразием товаров — в Китае можно купить абсолютно все, а французские виноделы — традиционным качеством, историей региона и лимитированной уникальной продукцией. При этом у одного и того же товара на разных рынках могут быть разные ключевые преимущества.
ВВП России по отраслям в 2017 году
Россия на самом деле достаточно удобная страна для производства и экспорта: относительно дешевая энергетика, высокая транспортная доступность, недорогая, но образованная и квалифицированная рабочая сила позволяют продуктам из России конкурировать с зарубежными аналогами и в цене, и в качестве. Все остальное — вопрос поиска и развития собственной ниши.
«Конкурентное преимущество может иметь национальный оттенок, и в этом нет ничего странного или стыдного. Всему миру нравится именно испанский хамон, японская техника, немецкие автомобили. Почему им не должны нравиться, например, косметические средства из сибирских трав?»
Марат Атанашев
Ректор Московской школы управления
СКОЛКОВО
Спрогнозировать, в какой именно части света будут популярны игры, а в какой — косметика, практически невозможно. Например, финтех-сервис Revolut, основанный Николаем Сторонским и Владом Яценко в 2015 году, успешно вторгся в весьма консервативную нишу британского банковского сектора. Другой пример: российская сеть кофеен «Дабл Би» вышла на зарубежный рынок, открыв заведение в Чехии и Грузии. Российское издательство Clever Александра Альперовича и вовсе покорило США детскими книгами. Оглядываясь на эти примеры, очевидным становится одно: в масштабах мира хороший товар или услуга будут востребованы всегда, и потому главная задача предпринимателя — научиться распознавать глобальные тенденции и ориентироваться не только на отечественного потребителя.
Издательство Clever
Создано
В 2010 году
Основатель
Александр Альперович
Деятельность
Детские иллюстрированные книги
Успехи в США
Продукция продается
на Amazon, Walmart, Barnes & Noble
Собственный офис
в Нью-Йорке
Выпущены 54 авторские книги с собственным тиражом
Выручка в 2017 году: ₽699,5 млн
Источник: СПАРК-Интерфакс, Inc.ru
Не поняли — не входите
Любой предприниматель, отважившийся затеять бизнес в России, — это человек с изрядной долей оптимизма или отчаяния, а порой и того и другого. И это естественно: без энтузиазма и веры в успех построить бизнес невозможно. Однако при выходе на международные рынки нужно быть суровым реалистом, который тщательно готовится к запуску товара или услуги в каждой отдельной стране. Без взвешенной и внятной стратегии зарубежная экспансия с большой вероятностью будет обречена на провал.
«Не стоит романтизировать возможность глобального роста: ни на один рынок нельзя войти просто так. Поэтому начинать лучше с тех стран, чьи культурные особенности и внутреннее устройство вы лучше понимаете. И если это страны СНГ, то начинайте с СНГ»
Марат Атанашев
Ректор Московской школы управления
СКОЛКОВО
В течение последних лет многие предприниматели — и российские, и зарубежные — устремили романтические взоры в сторону развивающихся рынков — особенно Китая и Индии. Это действительно гигантские рынки: ВВП одной провинции Янцзы превышает ВВП всей Италии. Но войти туда и удержаться совсем не просто. Хотя сами китайцы утверждают, что полностью открыты для зарубежного бизнеса, почти каждый новый предприниматель из-за границы сталкивается с рядом сложностей. При выходе на зарубежный рынок нельзя недооценивать лингво-культурные особенности страны — особенно если она находится в Азии. Например, о трудностях, связанных с авторским правом в Китае, говорят многие бизнесмены. Однако это вовсе не значит, что китайского рынка стоит избегать.
Создана
В 2015 году
Основатель
Айнар Абдрахманов
Деятельность
Короткие обучающие видеоролики об уходе
за детьми
Успехи в Китае
1,5 млн подписчиков
110 млн просмотров
73-е место по скачиваниям приложения в стране
Объем привлеченных инвестиций
в 2016 году: $100 млн
Источники: РБК, BFM.ru
Продажа товаров, технологий и услуг за рубеж — сравнительно «простая» деятельность по сравнению с открытием иностранных представительств или зарубежного производства. Следует заранее изучить особенности локального законодательства. В этом ключе разумнее всего привлечь регионального партнера. Не стоит ожидать мгновенных результатов: даже после тщательной подготовки выход на новый зарубежный рынок, как правило, происходит постепенно и при активном сотрудничестве с местным бизнесом.
Структура экспорта России в 2017 году
Меняйся или умрешь
Несмотря на непростую политическую и экономическую обстановку, ниш для бизнеса сейчас так много, что сложно понять, какие навыки помогут развить именно ваш проект. Не существует универсального рецепта или стратегии. Но можно утверждать, что наряду со знанием иностранного языка потребуется умение развивать и быстро перестраивать свое дело. Сегодня срок жизни устойчивой бизнес-модели не превышает трех лет. При этом распространена красивая легенда, будто успешный глобальный бизнес по щелчку пальцев создают юные самоучки. Это не так.
В какие страны экспортировала Россия в 2017 году
Анализ основателей «единорогов» (стартап-компании, капитализация которых превысила $1 млрд за пять лет) говорит нам, что перспективному бизнесмену около 35 лет, а может, и больше, он хорошо образован, но все равно постоянно учится. Предпринимателю сегодня нужно непрерывно «предпринимать» усилия по реконструкции бизнеса и поиску новых ниш. Этим навыком можно овладеть двумя способами: болезненно — на собственном опыте или безболезненно — пройдя обучение Practicum Global Shift бизнес-школы СКОЛКОВО. Вместе с тем крайне важно поддерживать контакт с другими бизнесменами из России и других стран. Знакомство с успешными предпринимателями, понимание их сложностей облегчают адаптацию и переосмысление собственной стратегии.
Хотите вывести свой бизнес на международный уровень? Оставьте свои данные – с вами оперативно свяжется консультант СКОЛКОВО Practicum Global Shift.
[data-anim-name=tfJKINEamUkjhxwJswgRD] {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
transform: translateX(-30px);
&
amp;
amp;
lt;/p&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
&
amp;
amp;
lt;
p&
amp;
amp;
gt;
animation-fill-mode: forwards !important;
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
@-webkit-keyframes tfJKINEamUkjhxwJswgRD {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
from {
transform: translateX(-30px);
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
to {
transform: none;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
@keyframes tfJKINEamUkjhxwJswgRD {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
from {
transform: translateX(-30px);
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
to {
transform: none;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
[data-anim-name=UPFxlsaLLojaILLerolMo] {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
transform: translateX(-30px);
&
amp;
amp;
lt;/p&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
&
amp;
amp;
lt;
p&
amp;
amp;
gt;
animation-fill-mode: forwards !important;
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
@-webkit-keyframes UPFxlsaLLojaILLerolMo {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
from {
transform: translateX(-30px);
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
to {
transform: none;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
@keyframes UPFxlsaLLojaILLerolMo {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
from {
transform: translateX(-30px);
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
to {
transform: none;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
[data-anim-name=pPmjKfxEnPTKaFXyAngAo] {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
transform: translateX(-30px);
&
amp;
amp;
lt;/p&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
&
amp;
amp;
lt;
p&
amp;
amp;
gt;
animation-fill-mode: forwards !important;
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
@-webkit-keyframes pPmjKfxEnPTKaFXyAngAo {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
from {
transform: translateX(-30px);
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
to {
transform: none;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
@keyframes pPmjKfxEnPTKaFXyAngAo {
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
from {
transform: translateX(-30px);
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
to {
transform: none;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;
}
&
amp;
amp;
lt;
br /&
amp;
amp;
gt;
&
lt;
br /&
gt;