Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Росстат насчитал за 2018 год рекордный рост ВВП. Цифра выше предыдущей, которую уже называли завышенной

Росстат опубликовал неожиданно оптимистичные данные о росте россиийского ВВП. По последней оценке ведомства, в 2018 году российский ВВП вырос на 2,3%. Еще в конце января Минэкономики оценивало рост в 1,6–1,8%, а на форуме в Давосе министр Максим Орешкин смог назвать цифру 2% — и то благодаря предыдущей скандальной публикации Росстата. Как Росстат получил такие данные, экономисты понять не могут.

Подробнее. Согласно данным Росстата, с 2017 года темпы роста ВВП выросли с 1,6 до 2,3%. Это максимальный показатель с 2012 года (тогда было 3,7%). Эти данные отличаются от ранее представленных прогнозов — 1,5–2% (Центробанк), 1,5–1,8% (Всемирный банк) и 2% (Минэкономразвития).

  • Объем российской экономики, по данным Росстата, впервые превысил 100 трлн рублей и составил 103,6 трлн рублей.
  • Наибольший рост зафиксирован в финансовой и страховой деятельности (6,3%), деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (6,1%), строительстве (4,7%), добыче полезных ископаемых (3,8%), а также в секторе госуправления, обеспечения военной безопасности и соцобеспечения (3,5%).

Откуда такой высокий рост. После скандального пересмотра данных Росстата по строительству, новый рост которого был зафиксирован на рекордном за 10 лет уровне в 5,3%, было очевидно, что итоговые темпы роста ВВП за 2018 год будут повышены с 1,8% до 2%. Но откуда еще 0,3% (а это дополнительные несколько сотен миллиардов рублей) — непонятно, говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

  • Судя по годовой структуре роста ВВП по источникам доходов, главный фактор дополнительного роста экономики обеспечили чистые налоги на производство и на импорт (а не налоги на труд и валовая прибыль) — то есть его обеспечило государство, сказала «Ведомостям» главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
  • Экономика могла ускориться за счет накопления запасов — возможно, специализированных, а не широкого потребления, считает Орлова. По ее словам, на покупательской способности высокий рост ВВП не отразился — конечное потребление домохозяйств составило всего 2,2%, хотя еще по итогам девяти месяцев доходило до 2,5%.

Контекст. Экономисты подвергли большому сомнению и предыдущую публикацию Росстата, внезапно пересмотревшего темпы роста в строительном секторе — за 11 месяцев 2018 года их рост составлял 09,5%, а за весь год после пересмотра получилось 5,3%. Минэкономики объяснило это чудо пересчетом данных по одному региону — Ямало-Ненецкому автономному округу. Эти данные позволили Минэкономики повысить ВВП за 2018 год на 0,2 п.п.

Кирилл Тремасов, отвечавший в Минэкономики за прогнозирование при Алексее Улюкаеве, назвал данные Росстата «трэшем» и обвинил министерство Орешкина в безграмотной работе со статистикой и «рисовании вместо аналитики». Подробно об этом споре мы писали здесь.

Лиана Фаизова