Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Я не знаю такого бизнесмена»: чиновники о задержании основателя Baring Vostok

Руководитель Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев объявил, что готов лично поручиться за задержанного в Москве основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви. Baring — один из старейших и крупнейших инвестфондов, с 1994 года он вложил в российские компании почти $4 млрд. Высокопоставленные чиновники отреагировали на начало громкого дела прохладно — или не отреагировали совсем.

Кирилл Дмитриев, глава РФПИ: «Я готов дать личное поручительство за Майкла Калви и считаю, что он сделал очень многое для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а также помог становлению многих российских компаний», — сказал Дмитриев «Интерфаксу». Он, впрочем, оговорился, что не может комментировать детали дела, которое ему непонятно.

Дмитрий Козак, вице-премьер: «Для меня это новость. Я не знаю такого бизнесмена».

Антон Силуанов, вице-премьер, министр финансов: «Если это мошенничество, то что тут можно сказать — не надо нарушать законодательство. Надо просто разобраться, если подтвердятся факты, никто не может дать поблажки нарушителям. Нарушать закон никто не должен, будь то иностранец или россиянин, здесь нет разницы».

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина: «Нет, президент не в курсе».

Контекст. Гражданина США Калви и еще пятерых человек, включая трех топ-менеджеров Baring Vostok, сегодня задержали по подозрению в мошенничестве. Басманный суд рассмотрит ходатайство следствия об их аресте и, скорее всего, его удовлетворит. Расследованием занимается центральный аппарат Следственного комитета при сопровождении ФСБ.

  • Речь о коммерческом споре, касающемся банка «Восточный», с деятельностью инвесткомпании это не связано, объявила Baring Vostok. Baring совместно с фондом Russia Partners принадлежит 52% акций банка. Второй крупнейший акционер банка с 32% — экс-совладелец банка «Юниаструм» Артем Аветисян.
  • По версии следствия, Калви, «заведомо зная о наличии у подконтрольного ему «Первого коллекторского бюро» долга в размере 2,5 млрд рублей, организовал продажу его акций банку «Восточный экспресс», что привело к фактическому хищению этих средств». Вместе с Калви задержан гендиректор «Первого коллекторского бюро» Максим Владимиров и бывший советник предправления банка «Восточный» Алексей Кордичев.
  • По данным «Интерфакса», дело против Калви возбуждено по заявлению акционера «Восточного» по фамилии Юсупов. В списке акционеров банка на сайте ЦБ есть член совета директоров банка Шерзод Юсупов.
  • У Baring с Аветисяном уже третий год идет конфликт из-за допэмиссии «Восточного» на 5 млрд рублей, необходимой для выполнения нормативов ЦБ: Baring не очень хочет, но готов выкупить всю допэмиссию — а у Аветисяна на это нет денег, писал «Коммерсант».
  • «Они [Baring] договорились с ЦБ о дополнительных инвестициях в банк для повышения его капитала. А у Аветисяна денег [на выкуп допэмиссии] нет, но есть связи в ФСБ», — сказал The Bell источник, хорошо знакомый с одним из участников конфликта. Он добавляет, что, по словам Аветисяна, у него есть неопровержимые доказательства вывода денег из «Восточного».

Почему это важно. Baring Vostok Capital Partners — один из крупнейших и старейших западных фондов прямых инвестиций, специализирующихся на инвестициях в российские активы. BVCP был основан бывшим сотрудником ЕБРР и инвестбанка Salomon Brothers Майклом Калви в 1994 году.

За 25 лет BVCP поднял шесть фондов для инвестиций в Россию на общую сумму $3,7 млрд. Самая известная и удачная инвестиция Baring в России — «Яндекс»: в 2000 году фонд купил 35% акций поисковика за $5,28 млн, а на последующей продаже своего пакета заработал больше $1 млрд. В числе других портфельных компаний Baring были «Вымпелком», СТС Media, Avito, Тинькофф Банк и несколько десятков других.

Дело уже получает самое неблагоприятное освещение на Западе: The Washington Post напоминает, что Калви — минимум третий иностранец, попавший в российские суды за последние два месяца. Первый — арестованный за шпионаж американец Пол Уилан, второй — осужденный недавно в Орле на шесть лет лидер иеговистов датчанин Деннис Кристенсен.

Сергей Смирнов