Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Роберт Мюллер представит доклад о «российском расследовании». Вот главное, чего от него ждать

На следующей неделе мы наконец узнаем о первых формальных результатах полуторалетнего «российского расследования» спецпрокурора Роберта Мюллера: он представит генпрокурору США Биллу Барру доклад, который затем будет оглашен в Конгрессе. Формально доклад будет закрытым, но о его содержании наверняка станет известно в первые же дни. Вот чего можно ждать от доклада, исходя из немногочисленных официальных документов Мюллера и утечек.

  • Вмешательство России в президентские выборы в США. По этому пункту у Мюллера есть два основных обвинения. Первое — пропаганда российских агентов в соцсетях, призванная внести раскол в общество и способствовать победе Трампа. Команда Мюллера детально изучила заказанную из России политическую рекламу в Facebook и Twitter и предъявила заочное обвинение создателю «фабрики троллей» Евгению Пригожину и менеджерам его компаний. Второе — взлом серверов Демпартии с последующей публикацией компромата на Хиллари Клинтон в Wikileaks. Это не самостоятельная часть расследования, но часть портфеля обвинения — она опирается на данные спецслужб США.
  • Связи команды Трампа с российскими властями. Расследование показало, что контакты с представителями России во время избирательной кампании и вступления Трампа в должность имели 16 человек из его администрации, предвыборного штаба и ближайшего окружения. Ключевые фигуранты — экс-советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн и экс-руководитель его предвыборного штаба Пол Манафорт. Отдельно расследуется встреча сына президента Дональда Трампа-младшего с российским юристом Натальей Весельницкой при участии зятя Трампа-старшего Джареда Кушнера и Манафорта. Здесь главная задача Мюллера — доказать, что американская сторона рассчитывала получить от Весельницкой компромат на Хиллари Клинтон, отдавая себе отчет в том, что источник информации — российские чиновники.
  • Проект строительства Trump Tower в Москве. Насколько близкими к реальности были планы строительства башни Трампа в Москве — отдельный вопрос, но этот пункт — единственный, который может доказать, что Трамп в момент кампании был связан с Россией бизнес-интересами. Один из фигурантов расследования, бывший юрист Трампа Майкл Коэн, уже признался в даче ложных показаний Конгрессу США: он заявил, что обсуждение строительства было прекращено в январе 2016 года, но в реальности оно продолжалось до июня 2016-го, когда Трамп уже был кандидатом в президенты.
  • Воспрепятствование правосудию. Уволенный Трампом директор ФБР Джеймс Коми под присягой заявил, что президент лично просил его прекратить расследование о связях Майкла Флинна с Россией. Мюллер располагает записями Коми с этой встречи.
  • Фигуранты. По подсчетам The Washington Post, в расследовании Мюллера фигурируют минимум 14 членов семьи, бизнес-партнеров и участников кампании Трампа, которые имели контакты минимум с 17 россиянами с самого начала кампании в 2015 году и до инаугурации. В числе российских чиновников, общавшихся с американцами, называли экс-сенатора Александра Торшина, экс-председателя ВЭБа Сергея Горькова, бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича.
  • Сопутствующие расследования. Объектом этих расследований стали связи бизнес-империи Трампа с Россией, от покупки россиянами дорогой недвижимости в США до организации конкурса «Мисс Вселенная» в Москве. Другое направление — предполагаемые злоупотребления окружения президента, официально не связанные с избирательной кампанией.

Что будет дальше? Главный вопрос о расследовании Мюллера, на который пока нет ответа, — удастся ли ему доказать связи с Россией самого Трампа, а не членов его команды. Кроме того, публикация доклада не поставит точку в делах против команды Трампа, потому что многие из судебных разбирательств по этому поводу не окончены — это касается в первую очередь дела Манафорта, Флинна и Коэна.

Что мне с этого?

Содержание доклада Мюллера сформирует атмосферу обсуждения в Конгрессе нового санкционного законопроекта. От того, насколько подробными и доказанными будут обвинения, во многом будут зависеть и его принятие, и окончательное содержание.

Сергей Смирнов