Дата
Автор
Павел Мерзликин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Сеть» — главное дело против левых активистов в России

ФСБ считает его фигурантов террористами, которые хотели свергнуть власть

Давид Френкель Виктор Филинков и Юлий Бояршинов на заседании 8 апреля

В Санкт-Петербурге 8 апреля начали рассматривать по существу дело «Сети»: 11 левых активистов из Петербурга и Пензы обвиняют в том, что они хотели свергнуть действующую российскую власть с помощью терактов. Один из двоих антифашистов, которых будут судить в Петербурге, заявил, что признает вину — его родственники отмечают, что он пошел на это, чтобы его перестали бить в СИЗО. Второй подсудимый наоборот все отрицает. «Медуза» рассказывает главное о начале процесса.

Дело «Сети» расследуется с осени 2017 года

Уголовное дело об организации террористического сообщества «Сеть» было возбуждено осенью 2017 года. С тех пор в Пензе и Санкт-Петербурге задержали 11 человек. Несколько фигурантов дела — левые активисты, антифашисты или анархисты. Большинство задержанных увлекались страйкболом. В ФСБ считают, что эти игры были подготовкой к терактам и свержению российской власти.

Дело во многом строится на признательных показаниях фигурантов; некоторые из них рассказали, что давали их под пытками со стороны сотрудников ФСБ. Также обвиняемые заявляли, что им подбросили оружие. Следственный комитет не возбудил ни одного дела о пытках обвиняемых. Дело «Сети» спровоцировало многочисленные акции в поддержку его фигурантов.

Сейчас в деле «Сети» 11 обвиняемых. Восемью из них занимается пензенское управление ФСБ; троим — предпринимателю Игорю Шишкину, программисту Виктору Филинкову и промышленному альпинисту Юлию Бояршинову — обвинение выдвинуло петербургское управление спецслужбы. Все трое якобы состояли в петербургской ячейке «Сети» и выполняли в террористическом сообществе разные роли. Например, по версии следствия, Бояршинов был сапером, а Филинков — связистом. Кроме того, изначально ФСБ причисляла к организаторам «Сети» жену Филинкова Александру, жившую в Киеве. Филинкова попросила политическое убежище в Финляндии. Адвокат Филинкова Виталий Черкасов пояснил, что в итоге в материалах дела роль супруги обвиняемого до конца не прояснена.

ФСБ уже включила «Сеть» в список организаций, признанных террористическими. В списке «Сеть» фигурирует наравне с «Исламским государством» и «Талибаном», при этом пока Игорь Шишкин — единственный из фигурантов дела, который уже получил приговор.Он заключил сделку со следствием, дал показания против других обвиняемых и полностью признал свою вину. В январе 2019-го его приговорили к трем с половиной годам колонии. Адвокат Шишкина Дмитрий Динзе пояснял, что в деле множество доказательств вины обвиняемых, и тем, кто не признает своей вины и не будет сотрудничать со следствием, грозит от шести лет колонии.

В отличие от других обвиняемых, Игорь Шишкин о пытках не говорил, однако после задержания врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Сам он говорил, что получил травмы на тренировке. Кроме того, ФСБ допрашивала супругу Шишкина.

Сейчас в Петербурге судят двух антифашистов. Один заявлял о пытках, второй — об избиениях в СИЗО

8 апреля Московский окружной военный суд на выездном заседании в 224-м военном гарнизонном суде начал рассматривать по существу дело остальных петербургских фигурантов — Филинкова и Бояршинова. Оба во время следствия заявляли, что после задержания к ним применялось насилие.

Филинков подробно рассказывал, что сотрудники ФСБ задержали его днем 23 января 2018 года в петербургском аэропорту Пулково. Затем, по словам обвиняемого, его увезли в лес, где били и пытали электрошокером, заставляя дать признательные показания и добиваясь точных формулировок, которые он должен был выучить. Филинков дал нужные показания, но потом отказался от них и заявил о пытках. СК отказался возбуждать уголовное дело о применении насилия: сотрудники ФСБ объяснили, что были вынуждены бить Филинкова электрошокером, так как тот якобы пытался сбежать. Филинков обратился в ЕСПЧ.

Юлия Бояршинова задержали 21 января. Он также заявил, что после задержания его били. У альпиниста нашли 400 граммов дымного пороха. По данным «Новой газеты», банку с порохом Бояршинов нашел на чердаке одного из домов, где он убирал наледь с крыши. Изначально Бояршинова обвинили в незаконном хранении взрывчатых веществ, но в апреле добавили обвинение по делу «Сети». С февраля Бояршинов находился в СИЗО № 6 в Горелово; правозащитники сообщали, что одни заключенные в этом изоляторе бьют и пытают других, пытаясь добиться от них признания по их делам. Бояршинова, по его словам, начали бить сразу после заселения, также ему всячески ухудшали условия содержания — например, некоторое время он спал на полу камеры. Бояршинова периодически били на протяжении пяти месяцев, ФСИН все обвинения отрицала.

Кроме того, о пытках по делу «Сети» говорил еще один промышленный альпинист — петербуржец Илья Капустин. Он был знаком с Бояршиновым и проходил по делу свидетелем, но также заявил, что сотрудники ФСБ били его электрошокером, расспрашивая о фигурантах дела. В СК позже сообщили, что следы на теле Капустина — не от электрошока, а от укусов клопов. Капустин покинул Россию и попросил политического убежища в Финляндии.

Один из обвиняемых признал свою вину, второй настаивает на невиновности

На заседании суда по делу «Сети», которое прошло 20 марта и предшествовало рассмотрению по существу, Юлий Бояршинов признал свою вину, попросил выделить уголовное дело в его отношении в отдельное производство и вынести приговор без исследования доказательств. Суд отказал ему. Отец обвиняемого Николай Бояршинов пояснил, что суд не сделал этого, поскольку Бояршинов не предлагал следствию сделку и отказывался свидетельствовать против других обвиняемых. Несмотря на отказ суда, Бояршинов по-прежнему полностью признает свою вину.

Адвокат Бояршинова Ольга Кривонос отказалась обсуждать причины такого решения подзащитного. Отец обвиняемого Николай Бояршинов заявил «Медузе», что его сын вынужден был оговорить себя, чтобы остановить избиения в СИЗО в Горелово. «Наверно, можно сказать, что они добились своего. Но мой сын отказался давать показания на других. Какой-то компромисс», — сказал Николай Бояршинов, подчеркнув, что признание вряд ли поможет смягчить будущий приговор. Сам Николай Бояршинов уверен в невиновности сына: с весны 2018 года он еженедельно по пятницам выходит на Невский проспект и стоит в одиночном пикете, пытаясь донести до прохожих информацию о деле «Сети».

На заседании суда 8 апреля Юлий Бояршинов снова подтвердил, что полностью признает свою вину — свои показания он даст уже 9 апреля, перед исследованием всех остальных доказательств по делу.

Второй подсудимый, Виктор Филинков, на первое заседание суда пришел в толстовке с надписью «Ваш электрошок не убьет наши идеи» — они распространялись проектом Rupression в поддержку фигурантов дела «Сети». С гособвинением, зачитанным прокурором в суде, он не согласился. В тексте говорилось, что Филинков еще в 2016 году вступил в «Сеть», а затем всячески участвовал в жизни террористического сообщества, мечтавшего свергнуть российскую власть. Сам подсудимый заявил, что такое обвинение не подтверждается материалами дела.

«Я не понимаю, как обвинение может не следовать из материалов дела, а быть чей-то фантазией? Я не понимаю, откуда написан этот текст, я перечитывал обвинение. Откуда взяты эти буквы? В материалах дела этого нет», — сказал в суде Филинков.

О том же в разговоре с «Медузой» заявил его адвокат Виталий Черкасов. Он пояснил, что Филинков не намерен признавать свою вину, несмотря на признания Шишкина и Бояршинова. Мать Филинкова Наталья рассказала «Медузе», что недавно была на свидании в СИЗО с сыном. «Он понимает, что теперь ему может быть тяжелее в суде из-за того, что сказали ребята. Но он не держит на них обиды, он понимает, через что они прошли. Мой сын — сильный, он справится», — сказала Наталья Филинкова.

Сейчас Филинков изучает в СИЗО сразу три языка — шведский, латынь и английский.

Павел Мерзликин, Санкт-Петербург