Дата
Автор
Петр Мироненко, Александр Амзин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Как будет работать блокчейн Дурова, спор за дивиденды «Транснефти» и прощание спецпрокурора Мюллера

Разработчики блокчейн-платформы Telegram опубликовали первую документацию. Мы прочитали ее и сделали выводы о том, как будет работать экосистема Дурова

Павел Дуров, обработанное фото из его Instagram

Павел Дуров, обработанное фото из его Instagram

На прошлой неделе разработчики Telegram рассказали инвесторам о ходе тестирования блокчейн-платформы TON, к которой в апреле получило доступ ограниченное число партнеров. Одновременно Telegram выложил в открытый доступ набор для разработки смарт-контрактов, на которых будет работать блокчейн-платформа. The Bell изучил все 500 страниц технической документации TON и сделал из нее те выводы о будущем блокчейн-платформы братьев Дуровых, которые можно сделать сейчас — за полгода до обещанного запуска.

  • Экосистема. Фактически TON стремится стать самостоятельной экосистемой, которая подменит собой обычный веб. В ней предусмотрены не только собственные сервисы и приложения, но и нечто похожее на сайты, работающие внутри платформы, а вместе с ними и что-то похожее на веб с браузерами. Внешние сервисы могут быть доступны в TON через специальные шлюзы. Одновременно TON будет легко интегрировать в уже существующие приложения.
  • Сервисы. Основным сервисом, как и предполагалось, будет платежная система TON Payments и связанный с ней криптокошелек. Вместе с TON DNS (система, помогающая преобразовать адреса блокчейн-платформы в удобочитаемый вид) это самые продуманные сервисы в обзорном файле. Почти наверняка будет запущено хранилище TON Storage для хранения файлов пользователей. Появятся боты, работающие в TON без вмешательства человека.
  • Сервисы TON будут в первую очередь интегрированы в Telegram, однако мессенджер станет не единственным массовым приложением. В документации приводится «гипотетический» пример аналога Facebook на платформе TON. Все остальные сервисы — их перечня в документации нет — также могут быть интегрированы в мессенджер, но смогут работать и самостоятельно.
  • Скорость. По архитектуре TON устроен сложнее обычного блокчейна (Николай Дуров называет его «блокчейном блокчейнов»). Это нужно, чтобы обеспечить беспрецедентную скорость операций — миллионы транзакций в секунду. Для сравнения, в феврале 2019 года блокчейн Bitcoin приблизился к рекордным 4,7 транзакциям в секунду. Такие объемы и скорости имеют смысл только в случае одновременного использования криптоплатформы сотнями миллионов человек.
  • Безопасность. Все данные будут шифроваться по схемам эллиптической криптографии (принципы их работы изложены здесь). Известный сервис безопасной почты ProtonMail недавно писал об эллиптической криптографии как синониме самых последних достижений в этой области. Сильную криптографию обеспечивает и специально созданный для TON язык программирования Fift.

Сроки. В «боевом» режиме платформу готовятся запустить в третьем квартале 2019 года. Это опасно близко к дедлайну — если платформа не запустится до 31 октября, Дурову придется вернуть инвесторам $1,7 млрд. Но обещание запустить работающий блокчейн не равно обещанию интегрировать его в Telegram — на доведение до ума пользовательских функций команде может понадобиться дополнительное время.

Готовность. Низкоуровневые процедуры (создание смарт-контракта, просмотр существующих, перевод средств) уже готовы. Но непохоже, чтобы в TON уже написали много сервисов и продуктов высокого или даже среднего уровня — например, типовые смарт-контракты разной сложности, маркетплейс или обещанные системы платежей и платного облачного хранения. Не готовы и интерфейсные решения. По крайней мере, о том, как это все будет выглядеть в конце года в мессенджере Telegram, не сказано ни слова.

Что будет дальше?

Документы TON подтверждают глобальность планов братьев Дуровых — они хотят создать собственную экосистему, главным преимуществом которой перед конкурентами (а это в таком случае и техногиганты, развивающие собственные платформы, и банки, и платежные системы) должна стать безопасность данных. Конкуренты идут по этому же пути — все будет зависеть от реализации и маркетинга.

BELL CLUB

ДЕНЬГИ

Дивиденды раздора

Дивиденды «Транснефти» сделали нас свидетелями одного из самых странных публичных споров. Утром вице-премьер Антон Силуанов заявил, что Минфин не готов оплачивать «косяки “Транснефти”», имея в виду предложение Дмитрия Козака изъять из базы расчета дивидендов компании компенсации за аварию на нефтепроводе «Дружба». «Транснефть» в ответ напомнила Силуанову о взрыве машины замминистра финансов Андрея Вавилова в 1997 году. «Никто не назвал это “косяком в работе Минфина”», — сказал представитель компании. А значит, и «Транснефть», которая по делу об аварии на «Дружбе» проходит потерпевшей, «косяков» за собой не видит, следовало из его логики. Минфин в ответ, конечно, возмутился. В результате дивиденды «Транснефти», о которых в обычной ситуации никто бы и не вспомнил, стали делом принципа — будем ждать объявления о сумме. Обычно компания официально определяет размер дивидендов на общем собрании акционеров в конце июня.

Экономика в коллапсе, режим на месте

Традиционная рубрика для тех, кто считает, что в России все очень плохо: центробанк Венесуэлы впервые с 2015 года опубликовал макроэкономическую статистику. Даже официальные данные, наверняка заниженные, свидетельствуют — ВВП Венесуэлы с 2013 по 2018 год упал на 52,2%, а за девять месяцев прошлого года — на 19,2%. Инфляция за 9 месяцев 2018 года — 130 000% (но все еще ниже исторического рекорда Зимбабве), падение частного потребления — 18,7%. Промпроизводство за неполный год упало на четверть, торговля — на треть, выручка от продажи нефти — втрое. Несмотря на все это, режим Мадуро продолжает держаться — в диктатуре правильное распределение богатств среди силовиков важнее, чем их преумножение.

ИНТЕРВЬЮ

Бывший глава Morgan Stanley в России Райр Симонян

В мае стало известно, что американский инвестбанк Morgan Stanley, не свернувший свой российский офис даже в кризисном 1998-м, в начале 2020 года уйдет из России. The Bell поговорил с Райром Симоняном, одним из самых уважаемых и известных финансистов, который в середине 1990-х стал первым россиянином, возглавившим иностранное подразделение Morgan Stanley, и проработал в этой должности 14 лет, затем — руководил бизнесом UBS в России и даже пытался построить банк для нефтяной империи Игоря Сечина. На счету Morgan Stanley — крупнейшие сделки для российской экономики, включая IPO «Лукойла» и «Роснефти», консультации российского правительства и безоговорочное лидерство в сопровождении сделок M&A, поэтому уход банка можно назвать знаковым. Симонян хорошо понимает, почему Morgan Stanley принял такое решение сейчас, объясняет психологию западных инвесторов и дает прогноз по их возвращению.

СИГНАЛЫ

Прощание спецпрокурора Мюллера

Роберт Мюллер выступил с окончательным докладом о «российском расследовании». Выступление оказалось предельно коротким. Мюллер объявил об официальном окончании расследования и собственной отставке, а в последовавшей речи максимально корректно дал понять, что очень хотел найти основания для привлечения Дональда Трампа к ответственности (хотя предъявить ему обвинения самостоятельно не мог по конституции США) — но найти не смог. Впрочем, главный для нас вывод остается неизменным: расследование показало, что Россия вмешивалась в американские выборы, и это вмешательство было масштабным.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Дополненная реальность, распознавание лиц и роботы

В самом технологичном микрогороде России — Иннополисе — завершился ЦИПР, форум для инвесторов, стартаперов и ученых. Место самое подходящее — все жители Иннополиса так или иначе связаны с технологиями: кто-то изучает робототехнику в местном вузе, кто-то реализует новые идеи в технопарке, а с руководством города каждый его житель на связи в специальном городском Telegram-чате. В центре обсуждения была «Цифровая экономика», о которой так много говорят, но никто ее пока не видел. На ЦИПР как раз можно было посмотреть: например, губернатор Нижегородской области представил на конференции проект по внедрению блокчейн-технологий в государственное управление — компания NtechLab презентовала новую версию очков с распознаванием лиц, способную распознавать даже лица, закрытые на 40%. The Bell писал о них недавно, прочитать можно здесь. С лекцией о цифровизации медиа выступила Тина Канделаки. Спойлер: все очень грустно, новости будут писать роботы, а дикторов заменят голограммы, но это не точно. Фоторепортаж с конференции вместе с длинным отчетом можно прочитать и посмотреть здесь.

ПРАКТИКА

Пользователь спит, игра идет

С прошлого года интернет-компании взяли курс на заботу о «цифровом здоровье» пользователя: Apple называл главной чертой iOS 12 возможность ограничивать время использования приложений, а Google — встраивает в премиальные смартфоны на Android приложения, следящие за расходованием вашего времени в интернете. Теперь настала очередь создателей Pokemon Go: они собираются встроить в игру начисление дополнительных очков за здоровый сон, проанонсировали новую отдельную игру Pokemon SLEEP и новый гаджет Pokémon GO+ Plus, который будет отслеживать ритм сна хозяина и передавать его на телефон.

Умная колонка — спасение от YouTube

С детьми все еще хуже: задача отвлечь ребенка от смартфона или планшета с YouTube стала неразрешимой для сотен миллионов родителей по всему миру. Но производители гаджетов придумывают способы решить и эту проблему. Главный тренд — специализированные детские умные колонки: у них хотя бы нет экрана. FT рассказывает о европейских брендах колонок, с помощью которых можно хотя бы попытаться заменить YouTube на аудиокниги и познавательные программы. Конечная цель их основателей — создать платформу с детским контентом наподобие Spotify.