Дата
Автор
Петр Мироненко, Ирина Малкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Экономика и жизнь: главными темами Петербургского форума стали аресты и плохие прогнозы

Ожидание Майкла Калви стало главной темой первого дня ПМЭФ, задержание журналиста Ивана Голунова — второго

Такого Санкт-Петербургского экономического форума мы еще не видели — главными героями новостной повестки двух основных дней ПМЭФ вместо Путина с Си Цзиньпином по очереди стали двое арестованных — инвестор Майкл Калви и журналист Иван Голунов. На фоне этих новостей дискуссии на форуме — как обеспечить рост российской экономики, реформировать суды и правоохранительные органы и вернуть им доверие бизнеса — звучали абсолютно оторванными от реальности.

Реальная жизнь, за которую в России все больше отвечают силовики, шла своим чередом: всего за два дня форума Верховный суд предложил фактически отменить срок давности по налоговым преступлениям, а генпрокурор Юрий Чайка — дать его подчиненным право выносить решение об аресте без суда. Экономика следует за реальной жизнью: участники форума признали, что догнать мировую экономику по темпам роста не получится.

«Я сказал через два дня, а вы ждали несколько месяцев»

Майкла Калви не просто ждали (и не дождались) на форуме, самым запоминающимся символом которого стали значки Baring Vostok на груди Аркадия Воложа, Олега Тинькова, Льва Хасиса и даже коллеги Артема Аветисяна по АСИ Дмитрия Мариничева. Тень основателя Baring Vostok витала над всеми главными экономическими мероприятиями ПМЭФ, начиная с сессии «Российская экономика в поисках стимулов».

«С одной стороны, говорят о его репутации, с другой — почему-то держат его под арестом. Это, безусловно, шок был для экономики», — возмущался Алексей Кудрин. «Комплексно надо решать вопрос — реформировать судебные органы и правоохранительную систему», — соглашался Антон Силуанов на той же сессии. И на ней, и на втором главном экономическом событии форума, деловом завтраке Сбербанка, о деле Калви говорили едва ли не больше, чем о российской экономике. Самым странным эпизодом завтрака Сбербанка и вовсе стал спор между главой думского комитета по налогам Андреем Макаровым и министром экономики Максимом Орешкиным — кто раньше и громче начал возмущаться делом Калви:

Макаров: Вот министр экономики Максим Орешкин не так давно назвал выход Калви из-под ареста очень хорошим знаком. Да, Максим Станиславович точно подметил, находиться дома лучше, чем в Лефортово.

Орешкин: Я готов повторить цитату и сейчас, и когда Майкл Калви выйдет из-под ареста. А вот у Макарова я ничего на эту тему не нашел.

Макаров: Я сказал, что думаю об этом деле, через два дня, на программе Соловьева. А вы ждали несколько месяцев.

Реальная жизнь тем временем не стояла на месте.

  • Майкла Калви, несмотря на кремлевские сигналы, на форум, по всей видимости, так никто и не отпустил.
  • Владимир Путин прокомментировал его дело в своем обычном стиле (органы разберутся, «Не воруй, веди себя прилично — и дело с концом»). Всем стало понятно, что сигнал — именно эта речь президента, а не приглашение для Калви на форум от Дмитрия Пескова.
  • Артем Аветисян рассказал о травле со стороны СМИ (она, впрочем, не помешала ему выиграть очередной суд против Baring Vostok в Амурской области).
  • Силовики и суды тем временем предлагали свои новации во взаимодействии с бизнесом: Верховный суд обсудил проект решения, фактически снимающего срок давности с налоговых преступлений, а Юрий Чайка предложил ввести институт следственных судей, которые смогут заключать обвиняемых под стражу без решения обычного суда.

Голунов, Путин, Си Цзиньпин

Но в пятницу утром все эти новости затмило задержание в Москве по крайне сомнительному обвинению журналиста-расследователя «Медузы» Ивана Голунова и последовавшие задержания других журналистов на абсолютно законных одиночных пикетах в его поддержку.

Высокопоставленные участники форума не знали, куда от этих вопросов деваться: обещали взять дело под личный контроль, как могли выражали солидарность. Впрочем, все то же самое было и в деле Калви. Самого Путина о судьбе Голунова журналистам спросить не удалось — не повезло с форматом пленарной сессии, который не предполагает вопросов из зала. Но можно без преувеличения сказать, что задержание Голунова испортило Владимиру Путину и Си Цзиньпину главный день форума. Вот чем, по данным сервиса Google Trends, интересовались в пятницу российские интернет-пользователи:

  • Участники форума всем своим видом демонстрировали, что официальная программа интереснее чтения новостей в телеграме: сессии, интервью, камеры, главная повестка — технологии и цифровизации. Те же разговоры и точно такие же выступления были и в прошлом году, и в позапрошлом. Как пошутил на традиционном завтраке у Германа Грефа президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов: «Каждый год мы собираемся и знаем, что скажет каждый. И знаем, что каждый скажет в следующем году, если позовут. Зачем мы это говорим?»
  • Про инвестклимат и доверие, впрочем, говорили не меньше, чем про искусственный интеллект. О том, что нужно восстанавливать доверие, что-то делать с судами и правоохранительными органами, не говорили разве что на сессии Александра Мамута про урбанистику. Выяснилось, что в правительстве хорошо понимают, кто виноват в стагнации, и даже рассматривают экзотичные варианты решения проблемы роста экономики. Например, по словам Алексея Кудрина, на полном серьезе изучалось предложение, чтобы вменить силовым органам KPI по росту экономики: «все — и в правительстве, и губернаторы — высказались за эту меру».
  • Непонятно, значит ли это, что силовики разделят бремя ответственности с экономическим блоком правительства, но в позитивный сценарий, похоже, никто уже не верит: на финальный вопрос модератора экономической сессии, журналиста Bloomberg Стефани Фландерс, о том, считает ли кто-то из присутствующих, что к 2024 году темпы роста экономики достигнут 4%, в зале поднялись несколько одиноких рук, а из спикеров руки не поднял ни один.

Что мне с этого?

Если исключить для самих себя крайние варианты, вроде ситуаций, в которых оказались Майкл Калви и Иван Голунов, хуже не будет, лучше, правда, тоже. «В нынешних условиях в этом году нас ждет максимум 1% роста ВВП, реальные доходы населения, думаю, будут на нуле, — сказал The Bell на форуме глава наблюдательного совета Мосбиржи финансист Олег Вьюгин. — А вот рубль будет стабилен, теперь это у нас — самая здоровая часть экономики. Его изолировали от цены на нефть во многом за счет того, что ввели бюджетное правило на уровне $40 за баррель». Похожий прогноз и у других участников форума, с которыми мы поговорили.