Офицер-антисоветчик, изменивший представление о России
Кто такой Сергей Петров — основатель крупнейшего автодилера «Рольф» и один из депутатов, не голосовавших за Крым
Основатель компании «Рольф» Сергей Петров, против которого 27 июня возбудили дело о выводе денег в офшор, всю жизнь боролся с режимом и мечтал о победе либерализма. Став лидером на российском авторынке, Петров примкнул к парламентской оппозиции и развивал гражданское общество. «Медуза» рассказывает об одном из наиболее успешных российских предпринимателей, который под угрозой уголовного преследования теперь не намерен возвращаться домой.
В 1982 году 28-летний майор ВВС Сергей Петров стал одним из организаторов политического кружка в своей военной части в Оренбурге. Продвинутые молодые военные читали Адама Смита, печатали листовки, готовили курсы по экономике, чтобы «когда все рухнет» (а событий вроде польских они ждали с минуты на минуту) — были бы люди, готовые строить новое.
Организаторов кружка задержали. Их допрашивал лично начальник военной контрразведки округа Александр Данько. Разговор был примерно такой: «Слушай, майор, ты что хочешь? — спрашивал Данько Петрова. — Чтобы у нас все было как в Америке?» Петров отвечал: «Ну, в общем, да. По крайней мере если брать правовые институты». — «Это, значит, ты для народа стараешься?» — «Ну, естественно».
Петрова и его товарищей выгнали из партии и из вооруженных сил. Он пошел учиться в институт советской торговли, а как только появилась возможность, создал собственную компанию, которая почти сразу стала крупнейшей на рынке.
***
Начав с небольшого подразделения по аренде автомобилей в Москве в 1989 году, «Рольф» первым в России получил дилерство от иностранного партнера — Mitsubishi. А с конца 90-х начал очень активно развивать розничное направление — компания стала крупным мультибрендовым дилером в Москве и Санкт-Петербурге, а потом и в других городах.
«На нашем рынке большинство компаний довольно закрытые, что там происходит у них внутри — приходится долго докапываться, — рассказывает „Медузе“ директор аналитического агентства „Автостат“ Сергей Целиков. — „Рольф“ всегда отличался от них. Эта компания — просто мечта аналитика: максимально открытый бизнес, любая копейка на виду. Они воспринимали свою миссию как формирующую рынок, проводили школы генеральных директоров, делились знаниями. Бизнес уникальный, если он будет разрушен, это огромная потеря для страны». «Рольф» стала лидером рынка во всех смыслах: мало того, что это почти всегда была самая крупная компания, с самым большим ассортиментом иномарок, самой большой выручкой, количеством отделений и прибылью — это был еще и лидер в идеологическом плане. «Самый прибыльный бизнес — это честный бизнес», — сформулировал Петров довольно парадоксальную для нашей страны мысль в 2009 году, и он действительно как мог следовал этому лозунгу.
***
К 2009 году Сергей Петров занимал 51-е место в списке Forbes «Сто богатейших бизнесменов России». Но к этому времени бизнесом он уже не занимался — в 2004 году он ушел с должности президента компании, чтобы заняться политикой: с 2007 по 2015 год он был депутатом Госдумы от «Справедливой России» (хотя в партию так и не вступил).
«Как-то он оплатил частный самолет для поездки депутатов в какую-то российскую глубинку, — рассказывает „Медузе“ его коллега по партии Геннадий Гудков. — И в самолете мы с ним разговорились. Я был совершенно поражен его интеллектом и принципиальной позицией: оказалось, что этот очень состоятельный человек настроен совершенно оппозиционно по отношению к действующей власти. С тех пор у нас образовалась такая сбитая оппозиционная команда: я, Дмитрий Гудков, Валерий Зубов, Сергей Петров, Илья Пономарев». Во многом заслугой Петрова Геннадий Гудков считает успех «Справедливой России» на выборах 2011 года — благодаря «его грамотной политике в работе с Сергеем Мироновым, с кадрами партии удалось набрать 12%» (успех партии также связывали с протестным голосованием — прим. «Медузы»). В Госдуме шестого созыва, как считает Гудков, оппозиционной команде внутри «Справедливой России» удалось совершить много ярких поступков. Проголосовать против «закона Яровой», воздержаться по вопросу присоединения Крыма.
«Можно ли в нашей необъятной стране найти десять честных прокуроров? Без сомнения. Но не при этой власти», — говорил Петров в 2011 году, когда у партии «Справедливая Россия» еще была надежда на перемены. «Все это — расстановка стульев на „Титанике“», — охарактеризовал он попытки власти создать видимость честных выборов, когда в 2016 году ЦИК возглавила Элла Памфилова и лично Петрову казалось, что надежды практически не осталось.
Отдельно от партии Сергей Петров делал много для развития гражданского общества и отдельных полезных проектов. Так, например, он опосредованно финансировал журнал «Русская жизнь» — максимально далекий от политики, чисто интеллигентский проект.
В начале 2017 года на канале РЕН-ТВ вышли документальные фильмы «Проект Провальный: тайная бухгалтерия» и «Либералам — черным налом», в которых Сергея Петрова уличали в том, что он поддерживает Навального. В этом же году он уехал из России.
***
В середине 2018 года Петров вернулся к управлению бизнесом. Авторынок сократился почти вполовину, и в какой-то момент «Рольф» даже уступил лидерство Major Auto. По итогам 2018 года компания добилась лучших результатов за свою историю. Доля компании на российском рынке иномарок достигла 7,2%. В России тем не менее Петров в это время бывал уже все меньше и меньше, а политикой перестал заниматься совсем. «Мы все, наш узкий круг, знали, что он уехал для того, чтобы не навлечь беду на свой бизнес, — говорит нам Геннадий Гудков. — Он уже понимал, что его политическая деятельность не останется безнаказанной, но свое дело не хотел дать разрушить. Он очень гордился своим бизнесом. Надеялся, что если он будет держаться подальше от России и оставит политику, бизнес не тронут. К сожалению, надежды не оправдались».
В марте 2019 года Forbes включил Сергея Петрова в список из 15 бизнесменов, изменивших представление о России в мире. Через месяц он понял, что против него готовится уголовное дело.
Екатерина Дранкина