Екатерина Беленко: Промикробы: Среда для микробиологов

Екатерина Беленко Золотым веком микробиологии называют 1880–1890 года, когда трудились Пастер, Кох, Петри и многие другие умные чуваки. Но стоит отметить, что они видели своих подопечных совсем не так, как сейчас их видим мы. Тогда в ходу были желатиновые пластинки, даже страшно представить. Желатин гораздо хуже агара в качестве загустителя, потому что температура его плавления ниже, чем температура, оптимальная для роста большинства бактерий. А ещё у многих микроорганизмов есть протеолитические ферменты, приводящие к расщеплению и разжижению желатина. С агаром такой номер не пройдёт!
⠀
Сейчас же микромир переливается всеми цветами радуги, а скорость совершенствования питательных сред поражает воображение. В состав среды могут входить углеводы, мочевина или другие субстраты, а когда микробики их расщепляют, то образуются вещества, изменяющие рН среды. В результате появления продуктов ферментации индикатор окрашивает колонии микробов и среду вокруг, помогая отличить их от бесцветных колоний микробов, не ферментирующих данный субстрат. А на фото — среда Олькеницкого, она содержит глюкозу, лактозу, сахарозу и мочевину — каждый может есть то, что ему нравится, а среда поменяет цвет и выдаст своего обитателя с потрохами.
⠀
Проблема в том, что сахаролитические и протеолитические ферменты многообразны и универсальны, встречаются у представителей разных видов. Поэтому такие среды имеют невысокие дифференцирующие свойства. Для более чёткой дифференциации культур у них желательно определять родо- или даже видоспецифические ферменты. Так в арсенал бактериологов вошли среды нового поколения — хромогенные, принцип действия которых основан на выявлении высокоспецифичных ферментов у наших крошек. Такие ферменты расщепляют хромогенный субстрат, образуются окрашенные или флюоресцирующие продукты. В результате микробный рост окрашивается в определённый цвет или приобретает способность к флюоресценции при ультрафиолетовом облучении. Вот Пастер бы удивился! Ну, а вы не огорчайтесь, что на забытой котлете не растут красивые и блестящие колонии, как на моих фотках, просто вы забыли добавить нужные ингредиенты в котлетку.
Смотрите также: Екатерина Беленко Промикробы: Знакомьтесь, синегнойная палочка! Китай направил на США двадцать ядерных ракет Степашин все еще остается в резиденции Ельцина; структура правительства утверждена Новое Татьяна Пигарева Испания от И до Я Сергей Сергеев Русское самовластие. Власть и ее границы: 1462–1917 гг. Катерина Михалева-Эгер 350 лет современной моды Леонид Чутко Сил нет Катя Колпинец Формула грез Сергей Плохий Забытые бастарды Восточного фронта Дэвид Чиверс, Том Чиверс Цифры врут. Как не дать статистике обмануть себя Пол Стейнхардт Невозможность второго рода Стивен Хоффман Пять сил, изменяющих все Уолтер Айзексон Взломавшая код Рустам Александер Закрытые. Жизнь гомосексуалов в СССР 3D-каркасы для восстановления костной ткани Платиновый бутерброд для спинтроники