Акция 27 июля. Как власть нарушала права протестующих
Полиция и Росгвардия изначально была нацелена на силовое подавление
— Для «охраны правопорядка» во время акции протеста в Москве было привлечено большое количество сил полиции и Росгвардии. Сколько — неизвестно, но по неофициальной информации), им для усиления привезли около 400 полицейских из других регионов.
— Сотрудники силовых ведомств зажимали участников акции в тиски, не давали им пройти, а затем задерживали. Так произошло в Столешниковом переулке, где людям, чтобы не оказаться в числе задержанных, пришлось прорывать оцепление.
— Полицейские и росгвардейцы применяли силу несоизмеримо действиям протестующих: избивали их дубинками и проводили жесткие задержания, тогда как сам протест носил мирный характер.
Нарушения после задержаний
— Задержанных намеренно по несколько часов держали в душных автозаках. Иногда их не отпускали в туалет.
— Не менее 12 отделов полиции отказывались передавать задержанным еду и воду.
— Свободу людей ограничивали более чем на 48 часов после задержания.
— Многим задержанным участникам акции не давали позвонить родственникам и юристам. В связи с этим они не смогли получить квалифицированную помощь в судах.
— Во многих случаях была нарушена территориальная подсудность. Людей задерживали в одном районе, а заседания проходили в судах других районов.
— Известно как минимум о двух случаях заочного ареста участников акции в Зеленоградском районном суде. В суде отрицают факт произошедшего.
— В Гагаринском районном суде решение по одному из дел вынесли и вовсе до начала заседания. В пять вечера на сайте суда появилась карточка, в которой сказано, что участник акции виновен в административном правонарушении и арестован на десять суток. Тогда как, по словам задержанного, само заседание прошло в 21:00.
— В понедельник, когда людей повезли в суды, некоторые из них не имели возможности позвонить юристам из-за того, что их телефоны разрядились. Такая ситуация привела к тому, что многие из них не получили юридической помощи и не смогут обжаловать решение суда.
Нарушения в спецприемниках и после акции
— Получивших административный арест увозят отбывать наказание в другие города: Луховицы, Электросталь, Чехов, Сергиев Посад, Истру, Люберцы, Можайск. Это делается для того, чтобы их друзьям и родственникам было сложнее приехать к месту отбытия ареста и сделать передачу.
— Некоторым задержанным было отказано в звонке родным после доставления в спецприемник. Таким образом, их родственники и друзья не могли узнать, где они находятся.
— Многие спецприемники и отделы полиции не брали телефонную трубку, в отдельных случаях сообщали заведомо ложную информацию о задержанных, бросали трубку, когда слышали вопросы звонящих.
— По информации «Правозащиты Открытки», в одном из спецприемников к участникам акции подсадили двух бывших заключенных, которые начали оказывать на них давление. Также ОВД-Инфо известно о нескольких подобных случаях.
— В ночь на 31 июля прошли первые обыски в рамках уголовного дела о «массовых беспорядках». Их проводили сотрудники ФСБ и Центра «Э», которые начали ломиться в квартиры участников акции около четырех утра. После обыска их отвезли на допрос. По закону, ночные обыски должны быть обоснованы, их можно проводить только в исключительных случаях. В остальных случаях обыски можно проводить только с 6 утра до 22 часов. Учитывая, что обыскиваемые не находились в статусе подозреваемых, непонятно, были ли эти случаи исключительными.
Власти пытаются убедить всех в том, что в митинге участвовали жители других регионов. Они что, не имеют права протестовать?
Еще до окончания акции власти начали продвигать идею о том, что в ней принимали участие жители других городов России. В четыре часа дня, главный редактор государственного телеканала RT Маргарита Симоньян заявила, что 2000 участников акции протеста — не из Москвы и не из Московской области. Источник этих данных она не указала.
28 июля МВД рапортовало, что более 600 участников акции — не являются жителями Москвы. В тот же день прогосударственный телеканал РЕН-ТВ выпустил 25-минутный фильм, в котором среди прочего утверждалось, что «половина участников акции» — приезжие. На следующий день мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что это были заранее спланированные «массовые беспорядки». Тут снова возник тезис про иногородних. По словам Собянина в акции принимали участие люди, которые «вообще не имели никакого отношения к Москве и выборам в Мосгордуму». Эти заявления Собянина транслировали в московском метро.
Ни один закон Российской Федерации не запрещает людям участвовать в политических акциях. В том числе и в городах, в которых у них нет постоянной регистрации или прописки. При этом абсолютно непонятно, как МВД и мэрия считали, кто из участников акции из Москвы, а кто приехал из региона.
Расходятся власти и в официальных оценках количества участников. В день акции МВД, еще до ее окончания, выпустило заявление, что в ней приняло участие около 3500 человек. Тогда как в протоколе о задержании журналиста Ильи Азара сказано, что в акции, по подсчетам силовиков, приняло участие около 10 тысяч человек.