Минфин усложнит законный уход от российских налогов
Минфин разработал новые правила применения налоговых льгот и налогового резидентства: цель — «вытащить» российские деньги из-за рубежа, пишут «Ведомости».
Что случилось. Изменения, которые предлагает ввести Минфин, прописаны в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы», с которым ознакомились «Ведомости». Предложения по сути направлены на то, чтобы закрыть лазейки в законодательстве о контролируемых иностранных компаниях (КИК).
Детали. Об одном новшестве первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов объявил еще в июне: он предложил изменить критерий признания человека налоговым резидентом России. Сейчас для этого действует только одно правило: человек должен провести в России в течение года больше 183 дней. Минфин предлагает уменьшить этот срок до 90 дней, а еще ввести дополнительный критерий — центр жизненных интересов: наличие в стране работы, недвижимости, семьи и т.д. «Чтобы проще было работать и чтобы наши те еще бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, сюда к нам возвращались», — объяснял суть нововведений Силуанов.
- Юристы признавали, что критерий в 183 дня позволяет легко обойти законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК). После его введения многие предприниматели решили отказаться от российского налогового резидентства, чтобы не платить налог с нераспределенной прибыли и не отчитываться о своих иностранных активах перед налоговиками. Так собирались поступить, к примеру, совладельцы «Альфа-групп», писал Forbes.
- После введения законодательства о КИК 40% их бенефициаров отказались от статуса российского налогового резидента, еще 9% перевели собственность на родственников-нерезидентов, показало исследование адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По оценке бывшего зампреда ЦБ, профессора РАНХиГС Константина Корищенко, треть из топ-500 российских бизнесменов были вынуждены покинуть страну.
Еще одно изменение, которое Минфин прописал в своем документе, подразумевает ограничения в применении налоговых льгот при трансграничных операциях.
- С 2015 года при выплате дохода за границу нельзя использовать пониженные ставки налоговых соглашений между странами, если получатель денег — промежуточная компания, которая не может ими распоряжаться, описывают «Ведомости». Но можно платить по льготным ставкам, если техническая компания признает, что не является фактическим получателем дохода.
- Тогда право на льготы переходит к следующему получателю денег — если это налоговый резидент России, то налоги будут удерживаться, как если бы операция проходила без «прослоек» — то есть по ставке 13% при выплате дохода человеку, а компании — 13% или 0% (если получатель дохода от актива в течение года владеет более 50% его капитала).
- При этом на счете технической компании деньги сейчас могут оставаться сколько угодно, но Минфин предлагает применять льготную ставку, только если деньги окажутся у российского резидента в течение 180 дней после их зачисления на счет компании-«прослойки». Это будет стимулом, чтобы деньги возвращались в Россию, считают чиновники. В противном случае нужно было бы платить налог по базовой ставке, например, с дивидендов — 15%, с процентов по займам — 20%. Хорошая новость в том, что деньги можно будет оставлять на зарубежном счете российского резидента.
Об этом говорят. Юристы говорят, что поправки в целом приведут российское законодательство к международным стандартам — например, многие страны уже отказались от формальных критериев с количеством дней для признания человека налоговым резидентом. Понятие «центр жизненных интересов» — тоже распространенная практика.
Но КИК для крупного бизнеса были далеко не единственной причиной смены налогового резидентства. Дополнительные аргументы — это внимание силовых структур и госорганов. Ужесточение может дать обратный эффект, предупреждал руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Большой круг богатейших людей поставят перед выбором — или они полностью декларируют все свои зарубежные активы в России, или, наоборот, избавляются от российских активов и окончательно перебираются за рубеж.
Что мне с этого?
Для граждан, которые не пытались стать налоговыми резидентами другого государства, Минфин тоже готовил изменения в виде «пряника». Например, была идея об отмене ограничений по всем операциям с иностранными счетами, кроме откровенно преступных. Но эти предложения так и не реализованы.