Фабрикация стрелков: военные тренировки в политических уголовных делах
Не запрещено
Законы никак не регулируют обучение рукопашному бою и обращению с холодным оружием. Учить этому — тем более бесплатно и взрослых людей — может любой человек. Он нигде не обязан регистрироваться и передавать куда-либо информацию о своих учениках.
Россияне имеют право носить практически любой нож практически всюду, за незначительными исключениями. Максимум неприятностей — небольшая административная ответственность. Владение огнестрельным оружием гораздо жестче регламентировано, но тиры с широким выбором пистолетов и группы обучения стрельбе открыты для всех. Достаточно показать паспорт на входе и оплатить занятие в кассе.
Со времен перестройки «силовые тренинги» организуют многие российские политические движения разной направленности. Больше других уделяло этому внимание Русское национальное единство (РНЕ), крупнейшая ультраправая организация 90-х. Члены РНЕ воевали в постсоветских конфликтах, в 1993 году — у Белого дома в Москве.
Среди ультраправых считается, что правоохранители нередко засылают агентов именно на роли тренеров в военно-патриотические клубы. Возможно, такого рода агент помог раскрыть Боевую организацию русских националистов.
Подобные тренировки могут включать в себя навыки самообороны для активистов, действий в конфликтных ситуациях на уличных акциях, либо просто обучение какому-то единоборству или обращению с оружием. Для многих групп они не несут большого прикладного смысла. Совместное занятие любыми физическими упражнениями — само по себе хорошая тренировка командной работы.
Предлог для срыва
В ходе усиливающейся борьбы с экстремизмом и терроризмом, МВД и ФСБ обратили внимание и на подобные тренировки. Сначала такие мероприятия силовики просто пресекали. Например, пытались сорвать анархистский форум «Либертарный коммунизм» в Московской области в 2014 году. На форуме планировались различные коллективные тренинги и теоретические дискуссии.
В 2015 году в Москве полиция сорвала один турнир по ножевому бою, организованный антифашистами, и два — националистами. В одном случае силовики мотивировали это поиском людей, находящихся в федеральном розыске, в другом — расследованием некой поножовщины.
Националист Дмитрий Демушкин — руководитель школы Казачьего ножевого боя. Недавно он вышел из колонии, где сидел за якобы экстремистские картинки, опубликованные во «ВКонтакте». Именно организованные им турниры силовики срывали четыре года назад.
Демушкин рассказал ОВД-Инфо, что возобновил занятия в своей школе. Занятия открытые, анонсируются в соцсетях. На всякий случай в анонсах пишут, что приходить могут все, вне зависимости от пола, национальности, убеждений и религиозных предпочтений. Демушкин говорит, что недавно на его тренировку приходили трое оперативников и наблюдали за занятием.
Попасть в телевизор
В телесюжетах об обысках у политических активистов легальное и тренировочное оружие выдают за запрещенное.
— К своей деятельности Мифтахов, видимо, подходил очень серьезно. Арсенал, который изъяли во время обыска, с трудом поместился в одной комнате: противогазы, пистолеты, автомат, несколько гранат и другие боеприпасы — лишь часть найденного оружия, — говорится в сюжете РЕН ТВ о задержании анархиста Азата Мифтахова.
Обыски прошли у знакомых Мифтахова и тех, кого силовики считали таковыми. Никого из них к ответственности не привлекли, а Мифтахов в результате оказался в СИЗО по делу о хулиганстве у офиса «Единой России». Оборот оружия ему не предъявляют.
Дело в том, что на видео РЕН ТВ показаны макеты огнестрельного оружия, которые применяют для игры в страйкбол, а также легальное газовое оружие. В фильме НТВ «Опасная сеть», посвященному делу «Сети», страйкбольное и легальное гражданское оружие тоже выдается за некий нелегальный «арсенал террористов». Ничего из оружия, показанного в фильме НТВ, не вменяется обвиняемым по делу.