Бизнес просит зафиксировать срок давности по налоговым преступлениям
Бизнес-омбудсмен Борис Титов и российские деловые объединения — РСПП, «Опора России» и «Деловая Россия», а также Торгово-промышленная палата (ТПП) и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) — просят Верховный суд четко разъяснить, как применяется законодательство об ответственности за налоговые преступления, пишут «Ведомости». Их главная цель — прописать в постановлении пленума Верховного суда, что срок давности по налоговым преступлениям исчисляется с даты неуплаты налога. Это поможет предотвратить бессрочное уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов.
Детали. В начале июня Верховный суд определил уклонение от уплаты налогов как длящееся преступление. Это значит, что срок его давности наступает с момента окончательных расчетов с государством, а де-факто — просто отменяется. Подробнее об этом мы писали здесь. Бизнес это не на шутку напугало, и принятие постановления отложили на осень.
- Теперь все российские деловые объединения во главе с РСПП и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым просят Верховный суд внести ясность и зафиксировать срок давности налоговых преступлений, пишут «Ведомости». Они обратились к суду за разъяснениями: как исчисляется срок давности по налоговым преступлениям, где граница между налоговым преступлением и правонарушением и неуплатой налогов и хищением, когда действия контрагентов приводят к уголовной ответственности руководителей.
- Но главное, в постановлении должно быть однозначно сказано: срок давности по налоговым преступлениям исчисляется с даты неуплаты налога, считают представители деловых организаций. В противном случае признание налоговых преступлений длящимися откроет возможность возбуждать уголовные дела за неуплату налогов без ограничения срока давности: это противоречит мировой практике и бьет по инвестклимату, предупреждают они.
Об этом говорят. Появившийся в начале лета в открытом доступе проект постановления был очень сырым и фактически полностью воспроизводил текст предыдущего постановления образца 2006 года, рассказывает руководитель рабочей группы налогового комитета АЕБ Александр Ерасов. В ходе работы над ним были попытки учесть предложения бизнеса, но формулировки оказались не очень удачными и к предложениям пришлось вернуться еще раз, объясняет эксперт.
- Бизнес, в свою очередь, не хочет допустить бессрочного уголовного преследования по одному из видов экономических преступлений и настаивает на четких, совершенно определенных и не ухудшающих текущее положение правил, говорят в РСПП.
- «Наши консолидированные предложения основаны на сложившейся следственно-судебной практике. Предприниматели давно ждали реакции судебной власти на возникающие в ходе расследования и рассмотрения в судах таких уголовных дел вопросы. Предлагаемые нами формулировки разъяснений позволят избежать множества спорных ситуаций при взаимоотношениях бизнеса с контрольно-надзорными и правоохранительными органами по вопросам налогообложения, не нарушая при этом принципов уголовного права», — заключает главный эксперт департамента законотворческой деятельности ТПП Сергей Воробьев.