Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Специалист раскритиковал в суде экспертизу прослушек из «пензенского дела», проведенную ФСБ

​Специалист «Криминалистической лаборатории аудиовизуальных документов» (АНО «КЛАД») Герман Зубов в суде раскритиковал фонографическую экспертизу прослушек подсудимых по «пензенскому делу», сообщает 7×7.

Лаборатория проводила оценку заключения экспертов из ФСБ по просьбе стороны защиты. 16 сентября Зубов прилетел из Петербурга в Пензу, чтобы выступить в суде.

«Случай сложный, очень своеобразный. Я в своей практике таких фонограмм не встречал. [Они] очень необычные. И в части кодирования сигнала, и в поведении его постоянной составляющей, как будто кто-то крутил ручку управления усилением сигнала во время звукозаписи», — рассказал Зубов и добавил, что эксперты использовали «свои методики максимум на 5%».

Кроме того, в заключении (есть в распоряжении «Медиазоны») говорится, что многие файлы были «получены в результате модификации». Изменение файлов проводилось при помощи программ Adobe Audition CS6 и Sound Forge Pro 10.0; последняя «имеет признаки контрафактного ПО».

Зубов также отметил, что эксперты ФСБ изучали фонограммы 40 календарных дней. По его словам, если бы исследование проводилось строго по методике, им потребовалось бы вдвое больше времени.

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Зорина, Шакурского, Куксова, Пчелинцева, Чернова и Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Иванкин и Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля 2018 года стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе 2018 года в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию и получил там политическое убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.

СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы. Один из фигурантов дела — антифашист Игорь Шишкин — уже получил 3,5 года колонии. Он полностью признал вину, подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и дал показания против других обвиняемых.