Дата
Автор
Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Новый единорог из России: Acronis Сергея Белоусова оценили в $1,5 млрд

На мировом IT-рынке — новый единорог с российскими корнями: в ходе первого за 14 лет инвестиционного раунда инвесторы во главе с Goldman Sachs оценили холдинг Acronis Сергея Белоусова почти в $1,5 млрд. Это вторая миллиардная сделка с IT-компанией, созданной выходцами из России, в 2019 году. С участником первой — Luxoft Анатолия Карачинского — Acronis роднит глобальный характер бизнеса, который с самого начала работал не в России.

  • Поставщик решений в области кибербезопасности, защиты и хранения данных Acronis Сергея Белоусова и его партнера Ильи Зубарева получил оценку не менее $1,47 млрд в ходе инвестиционного раунда, который возглавил инвестбанк Goldman Sachs. Точные данные о сделке не раскрываются, но покупатели получили менее 10% акций компании, заплатив за них $147 млн. Деньги Acronis собирается потратить на поглощение других компаний и развитие бизнеса, заявил Белоусов.
  • Сделка делает Acronis, зарегистрированный в Швейцарии, вторым IT-единорогом с российскими корнями в 2019 году. В компании отдельно подчеркивают, что Белоусов — не гражданин России, и называть компанию российской некорректно. Первым стал разработчик ПО Luxoft, основанный владельцами холдинга IBS Анатолием Карачинским и Сергеем Мацоцким. В феврале Luxoft, которому после присоединения Крыма пришлось эвакуировать программистов из России и Украины, был продан мультинациональной DXC Technology за $2 млрд.
  • Acronis основан в 2003 году и, что нестандартно для технологических стартапов, до нынешнего дня привлекал стороннее финансирование лишь один раз — в 2004-м. Тогда Acronis продал миноритарный пакет группе фондов за $11 млн, но впоследствии акционеры компании выкупили инвесторов. После сегодняшней сделки Белоусов и Зубарев продолжат владеть более 70% Acronis, сообщила компания.
  • Вторую свою компанию — разработчика виртуальных машин Parallels — Белоусов и Зубарев в декабре 2018 года продали полностью. Покупателем стала канадская Corel. Сумма сделки тогда осталась неизвестной, но до статуса единорога Parallels явно не дотянула — через полгода уже объединенная Corel была продана за $1 млрд.
  • Выпускник МФТИ Белоусов занялся бизнесом в 1992 году, организовав платные курсы для поступающих в родной институт. После этого вместе с однокурсником Ильей Зубаревым они начали собирать компьютеры, а затем — телевизоры под маркой Rolsen (к началу 2000-х компания стала крупнейшим производителем телевизоров в России). В середине 90-х партнеры одними из первых в России начали покупать за границей управленческий софт и поняли, что его производство может само по себе стать перспективным бизнесом.
  • В IT-компаниях Белоусова и Зубарева работали российские программисты, но бизнес они с самого начала строили не в России — и Parallels, и Acronis были зарегистрированы и работали в Сингапуре (Acronis в 2008-м был перерегистрирован в Швейцарии). В 2016 году две трети выручки Acronis зарабатывал в Европе и Америке.
  • В 2010-е Белоусов и Зубарев одновременно стали одним из самых известных венчурных инвесторов в России. Основанный ими в 2010 году фонд Runa Capital инвестировал в 60 компаний и совершил 12 выходов. Последней удачной сделкой фонда стала продажа российского стартапа Nginx американской F5 Networks за $670 млн. Каким был пакет Runa и сколько фонд заработал на сделке, не раскрывалось, но старший инвестиционный менеджер Runa Константин Виноградов говорил, что фонд «очень хорошо заработал».

Узнайте больше

Об истории бизнеса Белоусова можно прочитать здесь, самые свежие его интервью — здесь и здесь.

Что мне с этого?

Истории успеха Acronis и Luxoft (про последнюю можно подробно прочитать здесь) похожи в одном. Обе компании (Acronis — с самого начала, Luxoft — после IPO и кризиса 2014 года) последовательно строили свой бизнес как глобальный и старались не зависеть от российских покупателей. Это более чем разумная стратегия и сейчас — даже российские венчурные инвесторы в первой половине 2019 года вложили в иностранные стартапы в 3,5 раза больше денег, чем в российские.