Дата
Автор
Петр Мироненко, Анастасия Стогней
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ЦБ победил обналичку через магазины и рынки. Ставки за «черный нал» выросли

ЦБ победил обналичку через магазины и рестораны: кто следующий

Если верить официальным цифрам, борьба ЦБ с обналичкой через магазины и рестораны дала плоды. Сегодня регулятор отчитался за первое полугодие 2019 года — объем обналички в России сократился вдвое, а сомнительных торговых операций через торговые компании — вчетверо. Ставки комиссий за обналичивание ответили ростом, который делает его все менее выгодным в условиях закручивания гаек со стороны налоговой.

  • Объем обналички в России за первое полугодие 2019 года снизился вдвое по сравнению с первым полугодием 2018-го — со 100 до 48 млрд рублей. Больше всего — ровно втрое — упали объемы обналичивания юрлицами: с 42 до 14 млрд рублей. С обналичиванием денег через физлиц борются не так интенсивно — эта сумма снизилась примерно на треть, с 53 до 32 млрд.
  • Судя по статистике, большая часть успехов была достигнута за счет борьбы с обналичиванием через магазины, турфирмы и другие торговые и сервисные компании. Их доля на обнальном рынке за год упала вдвое, а объемы — вчетверо. Медленнее всего падает объем обналички через вывод денег за рубеж. Последнее эксперты объясняют тем, что участники этого рынка придумывают все более сложные схемы.
  • Обналичку через торговые компании ЦБ объявил своей главной целью осенью 2018 года. Регулятор обязал банки проверять платежи таких компаний особенно тщательно и разослал им список сомнительных операций, после обнаружения которых заемщикам может быть отказано в обслуживании и они могут попасть в черный список (как этого не допустить, мы писали здесь). На особенно крупных игроков — например, рынок «Садовод» Зараха Илиева и Года Нисанова — Эльвира Набиуллина жаловалась лично Владимиру Путину, после чего Нисанов рапортовал о «плотном сотрудничестве с регуляторами».
  • Естественное следствие борьбы с обналичкой — ее подорожание. В апреле зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин оценивал размер среднерыночной комиссии за обналичивание в 14–15%. Сейчас двое московских средних предпринимателей назвали The Bell ставку 16–17% и сказали, что услугой больше не пользуются — комиссия почти сравнялась с НДС (20%), и рисковать приходом налоговой при относительно небольших объемах смысла нет. В регионах ставки ниже, но тоже растут. Например, в Воронеже за последний год комиссия за обнал выросла с 10–12% до 14% — и то если заказчик готов ждать от недели до месяца, за срочную услугу комиссия еще выше, сказал The Bell местный предприниматель, связанный со строительным бизнесом в городе.

Что мне с этого?

Нетрудно предсказать, что следующей главной целью ЦБ станут операции по обналичиванию через карты и счета физлиц, которые уже занимают две трети рынка. Предыдущий виток этой борьбы привел к росту банковских тарифов на вывод средств со счетов компаний и ИП на счета частных лиц.