Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Обвиняемый по «пензенскому делу» Андрей Чернов рассказал в суде, как его пытали сотрудники ФСБ

Обвиняемый по «пензенскому делу» Андрей Чернов рассказал на судебном заседании 14 и 15 октября в Приволжском окружном военном суде, как сотрудники ФСБ пытали его, требуя дать признательные показания. Цитаты Чернова из показаний в суде приводит «7x7».

В суде Чернов сообщил, что после лета 2015 года практически не играл в страйкбол и был только на трех тренировках из тех, что вменяет ему следствие. Он также рассказал, что купил свой гладкоствольный карабин осенью 2017 года, чтобы ездить на стрельбища, но из-за постоянной занятости так и не сделал этого. «Я ни разу не стрелял из своего карабина. Стрелял только раз — во время сдачи экзамена на получение оружия», — сказал он.

Подсудимый также рассказал об обстоятельствах своего задержания. По словам молодого человека, сотрудники ФСБ пришли к нему на работу в цех, забрали все его вещи и посадили в автомобиль.

«Еще до того, как выехали с завода, как только дверь захлопнулась, они начали наносить удары. По лицу стукнули пару раз. Не стесняясь, били в живот, локтями по спине и по голове сверху. Всю дорогу это продолжалось<...> Шепелев всю дорогу угрожал, что "посадят брата, уволят всех родственников, пальцы отрежут". Говорил: "Твоя жизнь кончена, ты вообще умрешь"», — рассказал Чернов.

Позже, по словам молодого человека, он в здании ФСБ встретился с Дмитрием Пчелинцевым, который сказал ему, что «можешь даже не пытаться это терпеть, не сможешь».

После этого его повезли на обыск домой, где оперативники ФСБ снова его избивали, требуя дать признательные показания.

«Мне нанесли пару ударов ладонью в лицо, начали отрывать правое ухо — я думал, что мне его оторвут. Били по ногам, задавали вопросы и угрожали. Шепелев говорил, что "мой единственный шанс — говорить", что "в СИЗО по-другому будет, никто не сможет мне помочь". Когда перестали бить, только в этот момент, я понял, что это не просто слова», — говорил обвиняемый.

Он добавил, что после обыска его продолжили пытать в здании ФСБ и он подписал все протоколы, «просто чтобы дождаться адвоката от родителей». По словам Чернова, связаться с близкими и получить помощь адвоката по соглашению ему не давали еще неделю.

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Зорина, Шакурского, Куксова, Пчелинцева, Чернова и Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Иванкин и Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля 2018 года стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе 2018 года в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию и получил там политическое убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.

СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы. Один из фигурантов дела — антифашист Игорь Шишкин — уже получил 3,5 года колонии. Он полностью признал вину, подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и дал показания против других обвиняемых.