«Синдром выученной беспомощности»: почему люди больше не реагируют на социальные потрясения

Новость о громком задержании Ходорковского 17 лет назад действительно вызывала шок и недоумение, рассказывает блогер, журналист Василий Дамов. Арест бизнесмена российскими властями по обвинению в хищении и мошенничестве вызвал противоречивую реакцию со стороны общественности. Одни считали его справедливо осужденным, другие – преследуемым по политическим мотивам.
В любом случае, тогда мало у кого было четкое понимание, что система жестко действует по отношению к инакомыслящим. Сейчас, уже в 2020 г., такое понимание есть у многих. Да и новости о резонансных уголовных процессах выходят чуть ли не ежедневно.
Действительно, новости о громких делах появляются с пугающей регулярностью. Июньские одиночные пикеты в поддержку задержанного журналиста Ивана Голунова переросли в многотысячные митинги, после которых корреспондента «Медузы» освободили.«Вот я утром просыпаюсь и за завтраком читаю основную ленту. "Да ну... Ну, как?!", – думаю про себя. И если раньше был месяц или 3 месяца, чтобы возмутиться этой новостью, то сейчас просто ты на следующее утро завтракаешь, и ужас вчерашней новости перекрывается ужасом сегодняшней новости. Их просто стало слишком много. И если вы не успеваете сочувствовать, то мы не успеваем переваривать это», – считает Василий Дамов, блогер, политолог.
Эксперты происходящее называют политическими репрессиями. Многие адвокаты и общественники считают приговоры несправедливыми. Однако постепенно злость и агрессия сменяются на простое раздражение и усталость. Накопленный негатив перерос в социальную апатию. То, что сейчас происходит в обществе, психологи называют «синдромом выученной беспомощности».Вспоминаются непрекращающиеся летние акции протеста в Москве в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму, когда задержанными оказались почти 1 тыс. 500 человек. Затем громкие дела фигурантов «Московского дела» – Устинов, Котов, Беглец, Жуков и другие.
«Синдром выученной беспомощности» развивается под воздействием новостей, которые мы читаем и обсуждаем с друзьями каждый день. Суть в том, что невозможно не реагировать на новости эмоционально, но и невозможно ничего сделать в ответ.«Он вообще формируется в детстве, до 8 лет, когда происходит ряд неудачных действий с неудачным результатом. У человека опускаются руки. И надежды на то, что это может принести результат – мало. Опять же не все ему подвержены. Есть люди, которые оптимистично настроены и всегда будут искать решения, а есть те, кто говорят, что они не могут справиться», – рассказала психолог Юлия Ладыгина.
Яркий пример тому, как менялись настроения россиян – дело «Сети». Все понимают, что наказания фигурантам слишком суровы. Однако люди реагируют уже не так яростно, как с делом Голунова. На фоне ощущения,что от тебя и от твоих реакций ничего не зависит, все больше граждан страны не интересуются и политическими процессами. Это видно и по звонкам телезрителей в прямой эфир. Люди с апатией смотрят даже на самые важные события – такие как изменение Конституции.
Политологи говорят, в случае с конституционной реформой пассивность россиян объясняется просто: многие понимают, зачем и для кого меняют и переписывают Конституцию. Но реагировать на это и отстаивать свои права – нет желания, ведь это никак не повлияет на их жизнь, уверены эксперты.
Социологи говорят, апатичные настроения россиян уместны. Ведь практически 20 лет людям давали понять, что от них, и от их выбора ничего не зависит. Апатичное настроение само по себе опасно, ведь это может перерасти в революционный взрыв, считает член Общественной палаты края Алексей Менщиков:«Есть официальное объяснение – мы хотим изменить Конституцию к лучшему, а также в нее внести индексацию пенсий. Но на подкорке у всех – что-то там делается, наверное, для того, чтобы Путин и дальше оставался у власти. Пассивность в данном случае объясняется тем, что люди в большинстве своем никогда не читали Конституцию. Они не знают, что там написано и каким образом это влияет на их жизнь. А те, кто читали, знают, что существенная доля статей не исполнялась никогда», – отмечает политолог Алексей Мазур.
Ощущение безвыходности и беспомощности – это не чисто российское явление. Оно характерно для всех тоталитарных и посттоталитарных стран, говорят эксперты. И задача любой власти –вылечить эту социальную апатию и не допустить революционного всплеска.«Социальная апатия – это такая болезнь. Она всегда имеет скрытый, латентный характер. То есть с виду все тихо и спокойно. Это как в романе Горького "Жизнь Клима Самгина", где главный герой говорит: "Вот так, спишь, спишь, а просыпаешься – баррикады!". Он это говорит в 1905 г., тогда все тоже думали, что это – апатия. А выяснилось, что ситуация в России может меняться в несколько дней».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах