«На столе были все варианты»: Набиуллина — о решении ЦБ по ставке
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала о том, как принималось решение о сохранении ключевой ставки, ждет ли Россию рецессия и что она думает о прогнозе по курсу в 100 рублей за доллар.
Фото: с сайта ЦБ
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регуляторов заявила, что совет детально рассматривал все решения по ключевой ставке — снизить, повысить и оставить неизменной: «на столе были все варианты». По ее словам, ставку можно было снизить, если бы не риски финансовой стабильности. Дальнейшее снижение в будущем глава ЦБ назвала «допустимым».
Читайте также https://thebell.io/tsb-sohranil-klyuchevuyu-stavku-na-urovne-6/
Набиуллина пока не видит вероятности рецессии в России. Но темпы роста во втором квартале будут ниже, чем в первом: «пока исходим из того, что в третьем квартале будет стабилизация».
Вопрос о повышении ставки с повестки не снят — ЦБ не исключает, что он будет рассматриваться на ближайших заседаниях.
Инфляция может достичь пика в первом квартале 2021 года. Но превышение таргета в 4% не должно быть большим.
По итогам года ЦБ не ожидает экономического спада: «не факт, что по итогам этого года будут отрицательные темпы». «Период сложный. Но мы подошли к нему со всем арсеналом инструментов, чтобы купировать риски и поддерживать экономику», — отметила Набиуллина.
В банковском секторе ситуация устойчивая: никто из банков за докапитализацией, как в 2014 году, не обращался.
Необходимости убирать надбавки и регулирование потребительского кредитования ЦБ не видит: «Мы не считаем правильным, чтобы экономический рост поддерживался за счет того, чтобы закредитованные люди все больше влезали в долговую яму».
Недавнее решение о продаже валюты из ФНБ на рынке было принято только ради уменьшения волатильности.
Предложение о выкупе ОФЗ поступают от участников рынка, «но мы сейчас не видим в этом необходимости», «кривая доходности ОФЗ меняется соразмерно изменившимся условиям».
Риски бегства из госдолга ЦБ считает небольшими: «Да, есть выход инвесторов из нашего долга. Но скорее это связано с тем, что им нужна ликвидность. Большого риска не видим. Ограниченные последствия связаны с тем, что сам госдолг — очень небольшой».
Прямые антикризисные выплаты гражданам в мировой практике означают, что регулятор исчерпал другие способы стимулирования, в том числе снижение ставки и выкуп ценных бумаг. «В нашей ситуации такой необходимости, конечно, нет», — сказала Набиуллина.
Никаких пороговых значений курса рубля, после которого ЦБ будет однозначно принимать меры, нет. Ранее глава Сбербанка Герман Греф объявил, что стрессовый прогноз Сбербанка предусматривает курс 100 рублей за доллар. «Курс у нас плавающий, курс мы не комментируем», — сказала Набиуллина. Никаких пороговых значений, по ее словам, нет, а инструментов стабилизации — достаточно.