Дата
Автор
Анастасия Стогней, Валерия Позычанюк, Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«За счет бизнеса решают задачу с карантином»: кто выиграет и проиграет от антикризисных мер Путина

Владимир Путин в своем телеобращении обнародовал новые антикризисные экономические планы и меры поддержки граждан и бизнеса. Деньги на них решено искать не в Фонде национального благосостояния и дивидендах госкомпаний, а внутри экономики. Часть этих мер реально помогут бизнесу — но среди них есть и запреты, которые нанесут удар по кошелькам предпринимателей и могут заставить их уйти в тень. Отдельный удар по бизнесу нанесут недельные каникулы, в ходе которых работодатели обязаны будут платить сотрудникам зарплату.

Что пообещал Путин

Предложенные Путиным меры мы подробно описали здесь. Помимо неизбежного переноса голосования о поправках в Конституцию (новая дата пока не названа), их можно разделить на три блока: поддержка людей, поддержка бизнеса (преимущественно малого и среднего) и два новых налога, которые должны помочь все это профинансировать.

Помощь людям

  • Неделя с 28 марта по 5 апреля объявляется нерабочей с сохранением зарплат.
  • Путин призвал работодателей не допустить роста безработицы. Пособие по безработице увеличивается до уровня МРОТ (12 130 рублей) с нынешних 8 тысяч рублей.
  • Вводятся каникулы по потребительским и ипотечным кредитам в случае падения доходов человека более чем на 30%.
  • В ближайшие три месяца всем семьям, имеющим право на маткапитал, будут выплачивать дополнительно по 5 тысяч рублей на ребенка.
  • Все пособия и льготы в следующие полгода будут продлеваться автоматически.

Помощь бизнесу

  • Ставка страховых взносов для работников компаний малого и среднего бизнеса (МСП) на сумму зарплаты, превышающую МРОТ, снижается с 30% до 15%. Это долгосрочная мера — не только на время кризиса, подчеркнул Путин.
  • Компаниям малого и среднего бизнеса предоставляется отсрочка по всем налогам, кроме НДС, на шесть месяцев. Микропредприятиям — еще и отсрочка страховых взносов на тот же срок.
  • Малому и среднему бизнесу, «оказавшемуся в сложной ситуации», дается отсрочка по кредитам на полгода.
  • Кредитные каникулы для физлиц распространяются на ИП.
  • Вводится мораторий на подачу заявлений о банкротстве со стороны кредиторов на шесть месяцев. Это относится только к компаниям из наиболее пострадавших отраслей.

Новые налоги

  • Все выплаты дивидендов в иностранные юрисдикции должны облагаться «адекватным налогом». Сейчас реальная ставка по большинству таких выплат 2%. Она будет повышена до 15%. Это вступит в конфликт с соглашениями России с другими странами об избежании двойного налогообложения — и если эти страны не согласятся с изменениями, Россия выйдет из этих соглашений.
  • Устанавливается подоходный налог 13% на процентный доход по банковским вкладам свыше 1 млн рублей (это затронет лишь около 1% вкладчиков, сказал Путин) и процентный доход по облигациям.

Сколько это будет стоить

На новые льготы для граждан будет тратиться как минимум по 70 млрд рублей в месяц, или около 800 млрд рублей в годовом выражении, — при том что большая часть льгот не рассчитана на год, показал грубый предварительный расчет, проведенный The Bell.

  • Безработными, по данным Росстата, числятся 3,5 млн человек. Сейчас минимальное пособие составляет 1500 рублей в месяц, максимальное — 8000, а люди предпенсионного возраста могли получить 11 200. Средний размер пособия — 6900 рублей, путинская «надбавка» — 5230. Если предположить, что за помощью обратятся все безработные, то на повышение должно быть выделено 18,3 млрд рублей в месяц — но, скорее всего, цифра будет ниже: число зарегистрированных безработных в 2,5 ниже оценки Росстата. Зато этот подсчет не учитывает, что число безработных будет расти. Во время кризиса 2008 года безработица в России скакнула на 26%. Торгово-промышленная палата (ТПП) предупредила, что из-за кризиса и пандемии работы могут лишиться 8,5 млн человек.
  • Путин пообещал выплачивать по 5 тысяч рублей в месяц семьям, которые могут рассчитывать на материнский капитал. С начала 2020 года к ним относятся не только семьи, где появляется второй ребенок, но и первый. В месяц в России рождается около 1,4 млн детей. При грубом подсчете это еще 500 тысяч семей, которые могут рассчитывать на маткапитал — а значит, и на дополнительную выплату. Выходит, из бюджета на них придется выделять 50 млрд рублей в месяц.

Таким образом, нагрузка на бюджет может возрасти на 68,3 млрд рублей в месяц, или 800 млрд рублей в годовом выражении. Это примерно 0,35% запланированных на 2020 год годовых расходов бюджета, или 4,2% этих расходов, если выплаты продлятся год.

Для сравнения, непопулярное повышение НДС приносит бюджету примерно по 660 млрд в год, а выпадающие доходы бюджета в 2020 году из-за развала сделки с ОПЕК Счетная палата оценила в 3 трлн рублей.

Кто выиграет

Уязвимые слои населения. Они получат денежную помощь — хотя и несравнимую по размеру с США, где сегодня был согласован план, предполагающий разовую выплату по $1200 каждому американцу с низким или средним доходом. Но бюджету придется прилично потратиться на администрирование этих льгот, отмечает профессор ВШЭ Марсель Салихов: чтобы распределить льготы, нужно потратить деньги и время, и когда речь идет не о миллионах, а о 3–4 тысячах рублей, эти издержки возрастают.

Малый и средний бизнес. Опрошенные The Bell бизнесмены называют главными мерами поддержки отсрочку налоговых платежей и снижение размера страховых взносов. В сегодняшнем интервью The Bell глава комитета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты (ТПП), совладелец розничной сети «220 вольт» Алексей Федоров просил правительство ровно об этих мерах поддержки. Возможность какое-то время не платить налоги стала бы «гигантским облегчением», говорил он. Отсрочка по налогам сейчас очень кстати, говорит основатель сервиса Carprice Эдуард Гуринович: сейчас как раз закрываются кварталы, пришел срок платить налоги за 2019 год, и отсрочка даст бизнесу, у которого падают доходы, возможность закрыть кассовый разрыв.

Кто проиграет

Бизнес. Первым ударом по нему станет неделя каникул сотрудников с сохранением зарплат. Конечно, по разным отраслям это ударит в разной степени, для части компаний (розничные сети, аптеки, банки) выходных не будет, а часть компаний может отказаться от них по своей воле — управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян уже предложил своим сотрудникам поработать эту неделю как волонтерам, назвав «Яндекс» «градообразующим предприятием», которому нельзя останавливаться.

Учитывая исключения, названные Путиным, на основе данных Росстата можно сделать вывод, что на работу все же придется выйти 10–15 млн человек — до 20% работающих в стране. Остальным 80% сотрудников работодателям придется выплатить около 800 млрд рублей зарплаты. В эту цифру входят и зарплаты бюджетников, но и они уходят на каникулы не все — госслужащие и врачи продолжат работать. Тем компаниям, которые все-таки уговорят сотрудников выйти на работу в выходные, согласно Трудовому кодексу, придется оплатить их труд как минимум в двойном размере.

«Кажется, за счет бизнеса пытаются решить задачу с карантином. Получается, что власть не хочет допустить панику и придумала такое решение», — говорит управляющий партнер онлайн-школы английского языка SkyEng Александр Ларьяновский. Он отмечает, что бюджетные организации и госкомпании эти каникулы оплатить могут, а вот «с точки зрения частного бизнеса — это вредительство».

Его собственный бизнес проблем не испытывает, но огромное количество бизнесов находится на грани закрытия – и именно им предлагается оплатить «новые майские праздники», негодует Ларьяновский. «Я успел за сегодня поговорить примерно с 20 коллегами по цеху, 80% из них об этой мере говорят только в непечатных выражениях», — говорит бизнесмен.

Владельцы офшоров. Обещания Владимира Путина вступают в прямое противоречие с соглашениями об избежании двойного налогообложения. Сейчас все работает так. По дивидендам, которые выплачиваются за рубеж, в России удерживают 5% или 10% (в зависимости от условий соглашения с другой страной), а во второй стране — местный налог. По соглашению с самой популярной юрисдикцией, Кипром, в России человек платит 5%, а на Кипре не платит ничего — там нет налога на дивиденды. Откуда взялись названные Путиным 2%, собеседники The Bell не понимают. «Кажется, это не право, а статистика, некая эффективная ставка от всех выплаченных на счета иностранных компаний дивидендов и процентов», — рассуждает консультант одной из топовых консалтинговых фирм.

«Налог в 15% делает такие схемы бессмысленными», — констатирует бизнесмен, работающий с офшорами. В этом есть доля лукавства: суды и сейчас часто отказывают в применении пониженной ставки налога на дивидендные доходы, если устанавливают, что основная цель размещения компании в другой юрисдикции — налоговая, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров — а теперь в суды ходить не придется. Если дивиденды сначала попадают в страну, с которой у России есть соглашение, а потом туда, с кем его нет, — ФНС может через суд доначислить налог до 15%, пишут и консультанты PWC.

Вкладчики. Введение НДФЛ на процентный доход с депозитов будет фактически означать снижение их доходности: реальная ставка доходности, которая в среднем составляла 5,5%, теперь составит 4,7%. Если на депозите лежит 1,4 млн рублей (предельная сумма для системы страхования вкладов), то в год в счет нового налога надо будет заплатить чуть больше 10 тысяч рублей — некритично, но неприятно. «Люди поскандалят в соцсетях, поделают мемасики и успокоятся. Вряд ли это приведет к оттоку депозитов: снижение доходности — устоявшийся процесс, к которому люди привыкли. Те, кому нужен высокий доход, инвестируют в другие инструменты», — говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. Но и бюджет на этом много не заработает: всего на вкладах у россиян лежит 31 трлн рублей, а больше миллиона — на 55% вкладов, говорит Грибанов. С учетом этого получается, что новый налог будет приносить около 100 млрд рублей в год, или чуть больше 8 млрд рублей в месяц (такой же подсчет у профессора финансов РЭШ Олега Шибанова).

Занятые в сером секторе. Предложенные меры поддержки не учитывают российскую реальность, говорит Салихов из ВШЭ. «В сегменте малого и среднего бизнеса сконцентрирована серая занятость. Владелец условного ларька платит сотрудникам кэшем. Скоро платить будет нечем, потому что нет доходов — а не потому, что слишком высокие взносы. Он и раньше не платил никаких соцвзносов, а в нынешней ситуации тем более не захочет выходить из тени», — говорит экономист.

Что мне с этого?

С одной стороны, среди предложенных Владимиром Путиным мер есть те, которых бизнес очень ждал. С другой — они мало помогают предпринимателям, которые в результате кризиса окажутся в капкане: доходы резко сокращаются, проводить массовые сокращения нельзя (и об этом прямо говорит Михаил Мишустин), а зарплату платить все еще надо — ведь иначе можно стать обвиняемым по уголовному делу. Как из этого капкана вырваться — пока непонятно.