5 книг о том, что такое Серебряный век в русской культуре — «Горький»
«Серебряный век» принято произносить с придыханием: дескать, и у нас был свой fin de siècle, была своя Belle Epoque. При этом нужно понимать, что сам термин изначально обозначал оппозицию «Золотому» пушкинскому мифу, и в логике любой мифорелигиозной картины, где есть представление о смене эпох человечества, замена золота серебром ничего хорошего не означает, а значит даже вполне определенное — регресс, деградацию, декаданс. В 1880-е в России разлагалось народничество, с присущим ему позитивистским и утилитарно-общественным подходом к действительности. Крах проекта по интеграции интеллигенции в народ сопровождалось упадком надежд, общим ощущением «конца века».
Лишь в 1890-е начался небывалый подъем культурных сил. Мрачное мировосприятие смягчилось более нейтральным, а потом и восторженным, и с придыханием отношением к судьбам культуры. Цитата из воспоминаний Андрея Белого уместна для широкого круга акторов эпохи: «то, что объединяло молодых символистов, было не общая программа... но одинаковая решительность отрицания и отказа от прошлого, „нет”, брошенное в лицо отцам».
«Нет» в лицо отцам — это отказ от «полезности искусства» в пользу внутренней свободы человека искусства; избранника, который не подстраивается под темную толпу, а преобразовывает жизнь по своей воле. Здесь возникает петля: там, где «внутренняя свобода», зачастую дремлет декаданс — и, возможно, не так уж были неправы Гесиод и Овидий.
Практиковать упадок и отказываться от полезности к концу 1920-х в России стало трудно. Здесь некоторые историки и проводят черту конца нашей Belle Epoque, где сошлись культурные сдвиги, поэтика символа, причудливые судьбы писателей и театральной богемы. Мы выбрали пять книг, которые позволят легко и просто погрузиться в эту недолгую, но безумно яркую эпоху.