Дело Ивана Сафронова: 100 дней под арестом
Бывший спецкор «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов был задержан по обвинению в госизмене ровно 100 дней назад — 7 июля. Ни общественность, ни защита Сафронова, ни сам обвиняемый до сих пор не получили почти никакой информации об обвинении, которое ему вменяют.
7 июля, утро. В Москве задержан за госизмену советник руководителя «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, бывший журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов. «В ходе допроса Сафронов вину в передаче сведений, составляющих гостайну, не признал», — пишет ТАСС со ссылкой на источник. У здания ФСБ на Лубянке начались одиночные пикеты в поддержку Сафронова.
7 июля, утро. О задержании журналиста Ивана Сафронова — заявление редакции The Bell. «Задержан один из лучших российских журналистов. Содержание обвинений неизвестно, а с учетом статьи — вряд ли можно рассчитывать, что их раскроют широкой общественности. Многие журналисты The Bell знакомы с Иваном лично, некоторые работали с ним вместе. У нас никогда не возникало вопросов к его профессионализму и репутации. «Ваня и госизмена — это вещи абсолютно несовместимые», — написала сегодня коллега Сафронова Елена Черненко. Те из нас, кто знаком и работал с Иваном Сафроновым, могут подписаться под этими словами.
7 июля, день. Иван Сафронов проработал в «Коммерсанте» 10 лет, там же работал его отец Иван Сафронов-старший. Сафронов освещал деятельность Минобороны, ОПК, космической отрасли и вопросы военно-технического сотрудничества. The Bell сделал подборку самых известных последних материалов Ивана и статей, написанных при его участии. Мы выражаем поддержку Ивану и его семье и требуем открытого разбирательства.
7 июля, вечер. Сегодня силовики начали и в рекордные сроки довели до первого судебного решения самое громкое уголовное дело на журналиста за последний год. Утром был задержан, а вечером арестован на два месяца бывший корреспондент «Коммерсанта» и «Ведомостей», один из лучших специалистов по теме ОПК в России Иван Сафронов. Его подозревают в госизмене — якобы работе на чешские спецслужбы. Дело Сафронова станет новым этапом в противостоянии силовиков и журналистов, а статья о госизмене при ее нынешней формулировке и применении может коснуться любого.
8 июля. Кремль сегодня прокомментировал дело арестованного советника руководителя «Роскосмоса», бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова. На вопрос, почему не сделать процесс по делу Сафронова открытым, Песков ответил: «Для определенной категории обвинений существует определенный режим рассмотрения этого дела в суде, связанный с секретностью. Ориентироваться на мнение отдельных журналистов и менять действующий закон было бы неверно». Ондобавил, что не исключает работу журналиста на западные спецслужбы и сбора информации для них. «Если он завербован спецслужбами НАТО, такое исключать нельзя, конечно», — заявил Песков.
10 июля. Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин отрицает, что задержание советника главы «Роскосмоса» и журналиста Ивана Сафронова связано с его профессиональной деятельностью. «Я высоко оцениваю профессионализм сотрудников российской контрразведки. Второе, задержание… ни в коем случае не связано с профессиональной деятельностью фигуранта. И третье, я никому не советую оказывать давление на следствие, а уж тем более на суд».
11 июля. «Статья УК о госизмене предельно размыта и позволяет при желании подвести под нее любого человека, общавшегося с иностранцами, — а человек без допуска к гостайне не может знать, какие сведения к ней относятся. Дело Сафронова — фактический запрет на глубокое и объективное освещение работы российского ОПК, который заключает госконтракты на триллионы рублей. Мы не верим в виновность Ивана Сафронова и продолжаем требовать максимально открытого рассмотрения дела — хотя большой надежды на это и нет».
13 июля. Ивану Сафронову предъявлено обвинение в госизмене, вины он не признал. «В тексте постановления не содержится ни данных о том, получил ли Сафронов материальное вознаграждение от чешской спецслужбы, ни данных о том, что именно он передал, ни когда это произошло, ни какой-либо другой конкретики», — сказал адвокат Сафронова Иван Павлов. Сегодня у СИЗО «Лефортово» состоялась акция журналистов в поддержку Сафронова, на ней прошли задержания.
15 июля. Бывший корреспондент «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов — всего второй журналист в истории России, обвиняемый в госизмене. Чаще всего в таких делах фигурируют силовики — но они составляют всего половину осужденных. Сроки за госизмену получают и ученые, и любители «танчиков» с военных интернет-форумов, и просто случайные люди. Кто из осужденных и в самом деле сознательно сотрудничал с зарубежными разведками, с уверенностью сказать невозможно почти никогда.
16 июля. Мосгорсуд оставил в СИЗО журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, который обвиняется в госизмене. Заседание прошло в закрытом режиме. К апелляции защиты были приложены десятки поручительств и характеристик. Личные поручительства за Сафронова подписали основатель The Bell Елизавета Осетинская, бывший заместитель главного редактора «Коммерсанта» Глеб Черкасов, главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов и бывший издатель «Ведомостей» Демьян Кудрявцев. <...> Положительные характеристики Сафронову дали представители всех работодателей, включая «Роскосмос». Неформальную характеристику Сафронову дал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он заявил, что знает его как талантливого хорошего журналиста.
28 июля. Арестованный по обвинению в госизмене журналист Иван Сафронов отказался от сделки со следствием, сказал ТАСС адвокат Иван Павлов. Условием сделки было раскрытие источников журналиста. «Следователь предлагал ему сделку, в рамках которой тот должен был бы признать вину и получить не более двух третей от максимального наказания, то есть 10 лет. Это было озвучено еще 13 июля. Сафронов от этого предложения отказался», — сказал Павлов. По оценке адвоката, требование раскрыть источники противоречит официальной позиции следствия, отрицающего связь обвинения с журналистской деятельностью Сафронова.
6 августа. Дело журналиста Ивана Сафронова обрастает деталями очень медленно. По версии следствия, Сафронов передавал секретные материалы с домашнего ПК. «При этом он якобы использовал для шифрования программу VeraCrypt, а в качестве паролей — отрывки из книги историка Роя Медведева “Путешествие через эру Ельцина” на английском языке», — заявил адвокат Сафронова Иван Павлов.
25 августа. Экс-журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова направят на психиатрическую экспертизу в институте имени В.П. Сербского, пишет ТАСС со ссылкой на источники. Сафронова обвиняют в госизмене, с начала июля он находится в СИЗО.
2 сентября. Лефортовский суд Москвы продлил арест журналисту Ивану Сафронову, обвиняемому в госизмене. Сафронов будет находиться в СИЗО как минимум до 7 декабря. По требованию следствия заседание снова проходило в закрытом режиме. На то, что судья не изменил меру пресечения, не повлияли даже собранные за Сафронова поручительства — их подписали более 140 журналистов и общественных деятелей, в том числе главный редактор The Bell Ирина Малкова, заместитель главного редактора Петр Мироненко и корреспондент Лада Шамардина (последние двое работали с Сафроновым в «Коммерсанте»). В поддержку Сафронова высказывались десятки известных людей, среди них Владимир Познер, Юрий Дудь, Ксения Собчак и другие.
9 сентября. Ходатайство Ивана Сафронова следователю СУ ФСБ Александру Чабану. «Пытаясь вернуть следствие из сказочных блужданий к реальности, хотел бы заметить, что допуск к государственной тайне мне никогда не оформлялся, а вся информация, которую я когда-либо кому-либо передавал или распространял, была получена мной из открытых источников <...> . По этой причине имевшиеся в моем распоряжении сведения не могли составлять государственной тайны (честное слово).
Теперь, больше, чем когда бы то ни было, я желаю, чтобы никакая государственная тайна не открылась мне до конца моих дней ни во сне, ни наяву. И будучи уверенным в том, что так было и ранее, прошу следствие ознакомить меня с той информацией, из-за которой мне предъявлено обвинение. О какой бы информации ни шла речь, если она исходила от меня, я приведу ссылки на конкретные открытые источники, из которых она была мной получена. Потому что других источников информации в моем распоряжении никогда не было».
22 сентября. Следователи ФСБ, несмотря на ранее данное устное обещание, не ознакомили и не планируют ознакомить бывшего спецкора «Коммерсанта» и «Ведомостей» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова с сутью предъявленного ему обвинения в госизмене. Заключенный в СИЗО «Лефортово» бывший журналист просил показать ему те документы, которые он якобы три года назад передал чешской разведке, обещая объяснить их происхождение открытыми источниками, так как никогда в жизни не имел доступа к гостайне. Следователь соответствующее ходатайство арестанта удовлетворил, но документы не показал, объяснив, что не так понял прошение.
10 октября. Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин не верит в то, что его советник Иван Сафронов может быть виновен в госизмене. По мнению Рогозина, публикации журналиста раздражали некоторых чиновников, но в планы Сафронова точно не входило «напакостить интересам России».