Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В поисках эффективного государства. Могут ли чиновники проводить успешную экономическую политику?


Даже если и когда в «прекрасной России будущего» смена руководства страны повлечет за собой смену приоритетов развития, российские бюрократы сами собой не превратятся из Савлов в Павлов и не станут проводить успешную индустриальную (да и любую иную) политику

Мобуту Сесе Секо. Фото: wikipedia.org

Экономисты, вероятно, никогда не придут к согласию по вопросу о роли государства в экономической политике в целом и промышленной политике в особенности. Сторонники дирижистского подхода утверждают, что без успешной государственной индустриальной политики большинство стран, включая Россию, обречены оставаться на обочине глобального экономического развития. Им возражают либералы, полагающие, что бюрократы – и в России, и в мире в целом – чаще всего коррумпированы и/или некомпетентны, и их вмешательство в экономику приносит развитию больше вреда, чем пользы. И те, и другие ссылаются на опыт самых разных стран и эпох, дающий свидетельства в пользу как одной, так и другой точки зрения. Однако специалисты по сравнительной политологии, глядя на эту бесконечную дискуссию, склонны ставить вопрос иначе: почему одни государства оказываются способны проводить успешную политику, направленную на экономическое развитие, а другие нет?

Классический ответ на этот вопрос ровно четверть века назад предложил профессор Калифорнийского университета в Беркли Питер Эванс, чья книга «Встроенная автономия: государства и индустриальная трансформация» стала своего рода must read для всех интересующихся близкими темами. Эванс сравнил траектории индустриальной политики в трех странах, в начале 1960-х годов находившихся на сопоставимом уровне развития – Южной Корее, Бразилии и Конго (Заире). Спустя три десятилетия результаты этой политики оказались кардинально различны: Южная Корея, наряду с другими «азиатскими тиграми», совершила мощный рывок, войдя в число мировых лидеров. Бразилия добилась частичных успехов на отдельных направлениях, но ее прогресс был не столь впечатляющим. Ну а Заир [название Конго с 1971 по 1997 год], превратившийся в «хищническое» государство, стал печальным символом упадка и деградации экономики, каковая деградация приняла безнадежный и, похоже, необратимый характер. При этом все три страны изначально декларировали стремление к созданию эффективно работающей индустрии, и все они на протяжении долгого времени управлялись авторитарными лидерами (Южная Корея и Бразилия перешли к демократии лишь в 1980-е годы). Что же повлияло на такой разброс траекторий экономического развития?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.