Дата
Автор
Gorky Media
Источник
Сохранённая копия
Original Material

5 книг о том, как связаны ислам и насилие — «Горький»

Я рада, что мне выпал шанс отреагировать на происходящее сегодня во Франции, Австрии призывом обратиться к фундаментальным работам по истории, социологии ислама и мусульманских сообществ, чтобы лучше понять происходящее. По меткому замечанию специалиста в области современных исламских практик Марты Болониани, в нынешней ситуации любое исследование мусульман становится политическим. Сами исследования оказываются «дискурсивной практикой, которая является частью социального конструирования значений».

Именно поэтому мне хотелось бы начать с опровержения: сама постановка вопроса «как связаны ислам и насилие» — политизирована. Она предполагает, что мы изначально ставим себе целью найти эту имманентную связь и тем самым редуцируем богатейшую религиозную традицию до достаточно узкого политического аспекта. Между тем сам тематический репертуар исламских исследований говорит о крайней обширности изучаемой области: он простирается от классического исламоведения, основанного на изучении текстов, до антропологии ислама, изучающей повседневные практики (например, религиозные обряды), от истории мусульманских сообществ до исламского права и т. д.

Трудно спорить при этом, что проблематика ислама и политики максимально востребована в публичном пространстве. Можно с легкостью собрать список не из пяти, а пятидесяти книг «Джихад: с древнейших времен до наших дней», «История джихада в исламе» и так далее. Среди них нашлось бы место не только публицистике (которой, конечно, большинство), но и серьезным академическим исследованиям. Однако их содержание и рефлексии целиком и полностью опосредованы нарративом секьюритизации ислама в эпоху «пост-9/11». Взрыв башен-близнецов в США, террористические атаки в Европе в середине 2000-х и появление ИГИЛ в середине 2010-х радикально перенастроили восприятие ислама на Западе, поместив его в дискурс обеспечения национальной безопасности. С начала XXI века мы стали свидетелями глобальной войны с терроризмом, которая нередко отождествляется с борьбой против радикального ислама. Логика этих действий на уровне национальных правительств чаще всего основана на простом принципе маркирования мусульман на «хороших» — умеренных, правильных, традиционных — и «плохих» — радикальных.

Однако реальность сложнее упрощающих схем. Книги в этой подборке объединяет, с одной стороны, тематическая направленность — все они имеют отношение к анализу западного восприятия (политического) ислама. С другой стороны, авторы рассматривают напряжения, связанные с репрезентациями ислама в публичном пространстве, в контексте широких теоретических моделей или подробного описания исторического контекста. Такой подход не позволяет объяснять происходящее простой связкой между исламом и насилием.

Модели в книгах, которые я рекомендую, зачастую исключают друг друга. Это намеренный выбор: я сталкиваю исследователей, которые придерживаются диаметрально противоположных точек зрения, чтобы оставить читателю возможность для собственного критического поиска.