ЦБ определился с «красным списком» бизнеса
Через два года после первых известий о разработке новой антиотмывочной платформы, или «светофора» ЦБ, регулятор решил оформить ее законодательно, пишет РБК. Попадание в красную зону будет для компании таким же убийственным, как «черный список», а число таких решений может возрасти.
Что происходит
ЦБ совместно с Росфинмониторингом подготовил поправки, соответствующие его новой антиотмывочной платформе. О том, что регулятор задумал такую платформу, стало известно два года назад, о ее промежуточной версии The Bell писал в прошлом октябре.
Сейчас законопроект, с которым ознакомился РБК, находится на отзыве в Госдуме. Впервые указан срок внедрения системы: конец 2021 — начало 2022 года.
Идея состоит в создании единой межбанковской базы данных клиентов, относящей их к красной, желтой или зеленой зоне риска по многочисленным критериям благонадежности. Уровень риска клиентов будет оценивать ЦБ, а не банки (что и потребовало изменений в основной антиотмывочный закон), а банки — пользоваться оценкой.
Создание платформы — в интересах клиентов, указывает ЦБ. «Законопроект позволит снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес. Сократится количество дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций», — цитирует РБК представителя регулятора.
Как это работает
Законопроект не снимает с банков обязанности передавать информацию о сомнительных операциях в ЦБ и Росфинмониторинг. Более того, теперь они должны будут присваивать клиенту (и отправлять в ЦБ) зеленый, желтый или красный статус при приеме на обслуживание, проведении операции, снятии средств или переводе их в другой банк при расторжении договора.
-
Если ЦБ отнес юрлицо к красной зоне, банк может согласиться с решением и ввести ограничения со следующего рабочего дня или не согласиться и направить регулятору собственные оценки в течение пяти рабочих дней.
-
«Красный» статус означает полный отказ в банковском обслуживании — запрет на открытие новых банковских счетов, проведение любых операций, использование дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и Системы быстрых платежей (СБП).
-
Отказ в операции и блокировка ДБО грозит компаниям из зеленой и желтой зон, переводящим средства компаниям красной зоны. Переводы в СБП при этом должны проходить.
-
Операции компаний желтой зоны блокируются при признаках сомнительности, ведущие с ними дела компании зеленой зоны попадают под особый надзор.
-
Блокировка операций между компаниями зеленой зоны не допускается.
При попадании клиента в красную зону банк будет обязан проинформировать его об этом. При двукратном за год запрете на операции банк будет вправе расторгнуть с компанией договор и отказать в снятии или переводе средств при закрытии счетов. Другие банки получат право не принимать новых клиентов из красной зоны на обслуживание.
Компании зеленой и желтой зон получат право неограниченно запрашивать банк о своем статусе. Они смогут реабилитироваться перед банком, предоставив подтверждающие документы, или обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ, которая сейчас занимается исключением клиентов из «черных списков».
По оценке ЦБ, 99 из 100 компаний будут «зелеными». Доля клиентов-юрлиц в желтой зоне составит 0,3%, в красной — 0,7%.
Почему это важно
«Красный список» может стать таким же проклятием бизнеса, как «черный», говорят участники рынка. Число попаданий в него может даже вырасти, потому что у ЦБ может не быть той информации о клиенте, что есть у банка. Также есть сомнения, что регулятор справится с обработкой огромного объема информации.
С технической точки зрения банки ждут снижения затрат на комплаенс, поскольку оценка будет поступать прямо из ЦБ. Заодно они снимут с себя ответственность за блокировку перед клиентами: «единственный плюс, который мы видим в этой инициативе, — в том, что банкам по закону разрешат сообщать клиентам, что это не мы их в красный цвет покрасили, а ЦБ», говорит источник РБК.
Партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов видит главную опасность «светофора» ЦБ в рудиментарном механизме реабилитации, притом что отнесение фирмы в красную зону означает полную остановку бизнеса. «Новых механизмов реабилитации законопроект не предусматривает, а эффективность межведомственной комиссии ЦБ до сих пор неизвестна: статистика не публикуется, рассмотрение заявлений клиентов происходит без их участия», — указывает юрист.