Дата
Автор
Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Российские власти поспорили с экспертами о замедлении экономики

Экономисты упрекнули правительство России в излишней скупости при поддержке экономики в пандемию, из-за которой перспективы ускоренного восстановления в 2021 году выглядят сомнительно. Кремль и Минфин считают, что меры соразмерны кризису и Россия восстановится быстрее некоторых других экономик.

Что говорят экономисты

По оценке сразу нескольких экспертов и агентств, правительство России в коронавирусный кризис 2020 года слишком скупо поддерживало экономику и не намерено сильно помогать ей в 2021 году. Это затормозит восстановительный рост ВВП в 2021 году на 1–2 п.п., не говоря уже об опережающем восстановлении наиболее пострадавших отраслей.

Экономисты Альфа-банка указывали, что из-за ужесточения бюджетной политики не видят перспектив роста ВВП больше чем на 2,5% (такой же прогноз дает Всемирный банк). Минэкономразвития пока прогнозирует 3,3%.

По данным агентства «Национальные кредитные рейтинги», расходы федерального бюджета в 2021 году будут ниже уровня текущего года на 9%, или на 2,2 трлн рублей, что эквивалентно потере примерно 2% потенциального ВВП. Такую же оценку дала РБК главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, старший экономист Oxford Economics Евгения Слепцова оценивает этот эффект в 1%.

Как объяснил РБК управляющий директор группы рейтингов органов власти НКР Андрей Пискунов, Минфин выбрал слишком «консервативную» стратегию: нынешний бюджетный план не позволит стимулировать опережающее восстановление и быстро преодолеть последствия кризиса 2020 года. Слепцова добавляет, что негативный фискальный эффект ЦБ будет стараться компенсировать дальнейшим смягчением политики, однако пространство для снижения ставки сужается, а дополнительные 50 б.п. снижения ставки (то есть с 4,25 до 3,75 п.п.) не возымеют сильного эффекта.

По оценке МВФ, суммарная бюджетная помощь здравоохранению и пострадавшим секторам, включая налоговые льготы, в России составила 2,4% ВВП, в то время как Канада, США и Австралия потратили порядка 12% ВВП. Меньше, чем в России, доля этих расходов была в Индии (1,8% ВВП), Турции (0,8%) и Мексике (0,7%).

Что говорит власть

Заместитель министра финансов Владимир Колычев сказал Bloomberg, что рост расходов есть, просто бюджет следует сравнивать с «доковидным». «В 2020 году это около 4–4,5% ВВП, а в 2021 году более 1% ВВП. Стимул соразмерен эффекту ковида на внебюджетный сектор, который мы наблюдаем», — уверен замминистра. По его оценке, третий квартал и начало четвертого Россия проходит лучше, чем было заложено в макропрогнозе: «предпосылок для того, чтобы менять бюджет, не видим».

В интервью Financial Times Колычев сказал, что объем госпомощи российской экономике (FT называет цифру в 4 трлн рублей) достаточен, а госрасходы в этом году выросли на целых 27%. «То, что российский антикризисный пакет был небольшим, — это миф. Экономике все равно, как вы расписываете свои расходы — главное, что они выросли», — сказал замминистра (цитаты по FT).

По его словам, российская экономика восстанавливается быстрее европейской из-за структурных отличий карантинных мер, а без сделки ОПЕК+ по нефти снижение ВВП в 2020 году было бы совсем незначительным.

В том же духе сегодня высказался пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. Он сказал, что российская экономика прошла кризис «с наименьшим негативным эффектом по сравнению с целым рядом других стран». Внешний долг ради помощи экономике наращивать не предполагается ради макроэкономической стабильности.