Дата
Автор
Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Правительству предложили продуктовые карточки, за счет кого упал ВВП, Juul закрыл магазины и вред новогодних обещаний

В правительстве все-таки обсуждают альтернативы контролю цен на продукты, пусть это скорее всего и не продуктовые карточки

Опасения в правительстве по поводу экономических последствий сплошного госрегулирования цен на продукты, похоже, снова вдохнули жизнь в проект карточек для малоимущих. Речь о ежемесячном переводе денег на покупку еды, излагают «Известия» предложение Минпромторга.

  • Министерство отправило в правительство доклад о мерах поддержки нуждающихся слоев населения. Это дети всех возрастов, беременные и находящиеся в учреждениях социальной сферы (больницах, интернатах и прочее). Таким гражданам могут ежемесячно перечислять средства, которые им следует использовать на покупку отечественных (причем «здоровых») продуктов питания.
  • Механизма такой соцпомощи издание не приводит. Например, не очевидно, будут ли под нее выдавать отдельные карточки, а также как именно предполагается контролировать целевое расходование средств.
  • Пока вопрос не стоит на оперативной повестке, уточнили в министерстве. Но альтернативы замораживанию цен в правительстве обсуждают — в начале этого года на совещании по мониторингу цен говорили о неких потребительских сертификатах, говорит источник «Известий».
  • Именно карточки правительство не обсуждает, заявил во вторник пресс-секретарь премьера Михаила Мишустина Борис Беляков. Приоритет отдается мерам, которые «позволяют в долгосрочной перспективе вывести семьи из бедности».
  • Идея продуктовых карточек для адресной помощи малоимущим в России всплывает каждый кризис, но пока ни разу осуществлена не была. Нынешнее предложение Минпромторга не выглядит отличным от его же идеи от 2014 года ежемесячно переводить нуждающимся фиксированную сумму на базовые скоропортящиеся товары. В 2015 году министерство оценило число нуждающихся в такой помощи в 15–16 млн человек, а ее объем — в 240 млрд рублей в год из бюджета.
  • В 2017 году Минфин даже предварительно согласовал программу, а Минпромторг рассказал о деталях: отдельная карточка «Мир», 10 тысяч рублей в год помесячно, непотраченные за месяц выплаты сгорают. Но уже при обсуждении бюджета на 2018 год выяснилось, что денег на карточки в нем нет, а потом идею заблокировали и в правительстве.
  • Сейчас в России применяется другой подход — выборочное регулирование цен на «социальные» продукты (пока — сахарный песок и подсолнечное масло). О том, что это вредно и неоправданно экономически, в один голос говорят независимые экономисты, об угрозах дефицита товаров и рыночной демотивации производителей прямо предупреждает Счетная палата, а торговым сетям уже предлагают мелкий картофель и кривые огурцы — но подешевле.
  • Сравнительно большая эффективность адресной продуктовой помощи в виде карточек того или иного типа многократно доказана и практикой, и исследованиями (обзор преимуществ и недостатков семи видов продуктовой помощи можно почитать здесь). Главные выгоды прямого контроля цен в том, что население сразу видит, что правительство что-то для него делает, и легкости администрирования. Недостатки — искажение экономических стимулов, безадресность, возникновение дефицита и «серого» рынка, а также трудность отмены.
  • Ритейл в России поддерживает адресную помощь нуждающимся, сказал «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Если малоимущие получат помощь от государства, то смогут купить необходимые им продукты по ценам, которые правительству не придется фиксировать, подчеркнул он.

Что мне с этого?

Учитывая социальную стигму самого термина «продуктовая карточка», затратность этого проекта для бюджета и трудности администрирования, успех проекта сомнителен и на этот раз. Но то, что какая-то альтернатива прямому регулированию цен хотя бы обсуждается в правительстве, — уже хорошо.

ДЕНЬГИ

ВВП не для людей

Динамика ВВП России в 2020 году по первым данным Росстата оказалась оптимистичнее прогнозов — спад составил 3,1%. ЦБ прогнозировал минус 4–5%, и даже Минэкономразвития — минус 3,9%. В чем дело, становится ясно при взгляде на структуру спада, пишет «Коммерсант»: основной удар коронавирусного кризиса приняли на себя домохозяйства, снизившие и конечное потребление (на 8,6%), и валовое накопление. От них же будет зависеть и восстановление российской экономики в 2021 году, потенциал которого, судя по всему, окажется ниже ожиданий.

Juul закрыл продажи в России

Производитель электронных сигарет Juul закрыл всю российскую розницу, купить картриджи нельзя и в специализированных магазинах, пишет РБК. Причина — новые антитабачные правила, вступившие в действие в январе, в которые не вписываются картриджи Juul с высокой концентрацией никотина в 50 мг/г. Уменьшить концентрацию можно, но тогда эти электронные сигареты точно проиграют конкуренцию и обычным, и контрабанде жидкостей из Китая. У «никотинового единорога» проблемы не только в России, где он терпит убытки: недавно компания решила сократить больше половины сотрудников во всем мире. Историю взлета и падения Juul вместе с вейповой модой мы рассказывали здесь.

Космос не только для миллиардеров

В коммерческом освоении космоса новая веха — миллиардер, руководитель и сооснователь платежного сервиса Shift4 Payments 37-летний Джаред Исаакман оплатил полет на орбиту экипажа из четырех человек, впервые в истории состоящего только из непрофессиональных астронавтов. Доставку экипажа в космос обеспечит SpaceX Илона Маска на своем корабле Crew Dragon и носителе Falcon 9. Вторым членом экипажа станет женщина-медработник, выбранная в ходе крупной благотворительной лотереи пожертвований на детский госпиталь, третьим — один из клиентов компании Исаакмана. Запуск должен состояться уже в этом году — Маск утверждает что только такие миссии смогут снизить цену полета человека на орбиту до приемлемых величин.

ПРАКТИКА

Завязать в январе

В середине зимы многие люди приняли участие в челлендже «сухой январь» — это значит, что весь месяц им нужно было продержаться без капли алкоголя. Читатели The Guardian поделились опытом после завершения эксперимента. Один из творческих фрилансеров рассказал, что с каждым днем ему хотелось выпить все больше и больше, причем быстрее всего это желание возникало при просмотре новостей. Одна из госслужащих рассказывает, что отказ от вина дал ей дополнительную энергию, и она сбросила несколько килограммов. Женщина планирует вернуться к обеденному бокалу вина, но снизить дозу. Один из менеджеров рассказал, что самыми тяжелыми были первые выходные, а потом он привык. Особенно ему помогли безалкогольные аналоги крепких напитков, например, безалкогольный джин или необычные горьковатые тоники. Несколько человек написали изданию, что после такого опыта подумывают отказаться от алкоголя насовсем. В этом способны помочь приложения, показывающие, сколько денег человек экономит, не покупая алкоголь.

Новогодние обещания не нужны

Соблазнительно отказаться от новогодних обещаний? Сейчас этому даже есть оправдание — по мнению многих психологов, это естественная реакция на кризис, а польза от списка амбициозных целей на год сомнительна в принципе. Согласно широко цитируемым исследованиям, только 19% людей соблюдают свои новогодние обещания. Существует также угроза «насыщения изменениями», когда жизнь «с чистого листа» наступает слишком резко, и вы морально к этому не готовы. Вместо того чтобы обещать себе перестать сидеть в соцсетях, есть на ночь и начать бегать, стоит ставить перед собой более широкие цели. Постарайтесь развивать благодарность и учиться говорить спасибо, избегайте проявлений перфекционизма, наконец, найдите время, чтобы по-настоящему прислушаться к своим желаниям и страхам. Подробнее читайте здесь.