Россия и Саудовская Аравия снова подошли к встрече ОПЕК+ с серьезными разногласиями
4 марта министры энергетики ОПЕК+ соберутся, чтобы решить, могут ли их страны увеличить добычу нефти в апреле. К этой встрече Россия и Саудовская Аравия снова подошли с разными позициями, узнал Bloomberg.
Следующая министерская встреча ОПЕК+ должна состояться 4 марта. На ней страны картеля должны решить, смогут ли они увеличить добычу нефти в апреле. Договориться будет непросто: у России и Саудовской Аравии снова разные позиции по этому вопросу, узнал Bloomberg.
Россия, по данным агентства, собирается настаивать на повышении добычи. Эр-Рияд, напротив, публично призывает партнеров быть «крайне осторожными», несмотря на то что цены на нефть подскочили до годового максимума. По словам источников агентства, в частном порядке королевство дало понять, что предпочло бы, чтобы картель сохранил производство на текущем уровне.
За отношениями России и Саудовской Аравии в нефтяной сфере весь мир следит с особым вниманием, после того, как год назад конфликт между странами обвалил нефтяной рынок.
Как Россия поссорилась с Саудовской Аравией
В 2020 году нефтяной рынок погрузился в хаос. Первый обвал произошел в марте, после встречи участников ОПЕК+. Глава о ней точно войдет в мировую нефтяную историю, и не последнее место в ней займет имя Игоря Сечина.
На встрече Россия выступила против новых ограничений добычи для поддержания цен, и картель фактически развалился. За следующую неделю цены на нефть рухнули почти на 30%, в район $30 за баррель. Уже в начале апреля после короткой ценовой войны России пришлось пойти на «унизительную и тяжелую» мировую с саудитами, ОПЕК+ возродился, участники картеля договорились о рекордном в своей истории сокращении добычи. Но время было упущено: весь мир закрылся на карантин, спрос на нефть рухнул, и решения ОПЕК+ уже не играли никакой роли.
20 апреля 2020 года фьючерсы на американскую WTI потеряли в цене 300% и ушли в минус почти на $40: такого в истории нефтяного рынка еще не было. Обвал объяснялся совпадением технических (срок исполнения майского фьючерса истекает 21 апреля) и фундаментальных причин — из-за переполненных хранилищ американскую нефть стало попросту негде хранить.
Отрицательной цена нефти была недолго, но падение оказалось глубоким. Российская Urals вернулась к уровням 1999 года и до июня оставалась ниже цены отсечения в бюджете. Только в декабре нефть вернулась к $50 за баррель.
Перед мартовской встречей у Саудовской Аравии есть важный козырь, напоминает Bloomberg. В начале января королевство добровольно обязалось сократить производство нефти на 1 млн баррелей в сутки (б/с) в феврале-марте, чтобы поддержать цены. Для сравнения: в общей сложности все страны ОПЕК+ до сих ограничивают добычу примерно на 7 млн баррелей в день, убирая с рынка около 7% мирового предложения. На следующей встрече картелю предстоит решить, может ли он смягчить в апреле квоты на 500 тысяч баррелей в день.
С начала года цена на нефть выросла почти на 20%, впервые достигнув на прошлой неделе докоронавирусных $65 за баррель (этому во многом способствовали холода, обрушившиеся на Техас). На этом фоне Саудовская Аравия собирается с апреля отказаться от своих односторонних ограничений, сообщал Dow Jones со ссылкой на советников властей страны. От своих партнеров королевство, напротив, может потребовать осторожности и поддержания ограничений на текущем уровне.
О том, что позиции России и Саудовской Аравии не совпадают, можно судить и по официальным заявлениям. Министр энергетики Александр Новак 14 февраля сказал, что, по его мнению, нефтяной рынок сбалансирован. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Салман, признавая, что его позиция может быть непопулярной, наоборот, предостерег своих коллег от самоуспокоения. ОПЕК+ не следует забывать «шрамы» прошлого кризиса, призвал он, попросив быть «крайне осторожными» в своих следующих шагах. «Футбольный матч еще продолжается, и пока рано говорить о какой-либо победе над вирусом, — заявил принц. — Арбитр еще не дал финального свистка».
Узнайте больше
Прошлогодний развал сделки с ОПЕК публично поддержала только «Роснефть». Здесь мы рассказывали, какую роль в последнем нефтяном кризисе сыграл глава компании Игорь Сечин.