5 книг о том, что такое социальный контекст архитектуры — «Горький»
Говоря о социальном аспекте архитектуры, трудно обойти вниманием соцгорода в целом. Но само понятие «соцгорода» — это некая метафора. Под ними мы подразумеваем жилкомбинаты, представлявшие собой структуру, которая была направлена на обслуживание людей и должна была позволить им заниматься производством и творчеством, не тратя силы и время на поддержание своих жизненных условий. Конечно, в рамках таких жилкомбинатов происходило взаимодействие людей в самых разных формах — и в них существовали жилища разного типа. В этом отношении можно вспомнить про дома-коммуны, хотя они сами по себе были явлением почти мифологическим — недостаточно было просто спроектировать квартиры без кухонь, чтобы назвать это домом-коммуной, и идеологи такого строительства придерживались того же мнения. Так что настоящих домов-коммун почти и не было — исключение составлял дом-коммуна И. Николаева, но ведь и то он был университетским общежитием.
А соцгород — это поселок, поселение и социальная инфраструктура, обслуживающая жителей с точным подсчетом нагрузки и тем самым позволяющая избавиться от «избыточного» населения. Попытки планового решения вопроса структуры этих поселений и гармоничного расположения объектов, а также отсутствие ресурсов создавали проблемы в градостроительстве, оставившие след по сегодняшний день.
В тридцатом году вышло постановление, которое осудило различные «левацкие» идеи и эксперименты в этом направлении, и жилкомбинаты как завершенные проекты после этого перестали появляться. Хотя и важно, что это постановление было ориентировано не столько на борьбу с экспериментами, сколько служило сигналом о том, что основные силы должны быть брошены на строительство заводов, а основным жильем должны стать или бараки, или будущие «сталинки» для элиты. И в этом отношении очень показателен момент изменения самого смысла социалистического жилья. Если в первую пятилетку под социалистическим жильем понимали наличие в комплексе соответствующей инфраструктуры (бани, кухни, прачечные и т. д.), то во вторую пятилетку под социалистическим жильем понимали уже только ансамблевость, то есть «красивость» в рамках эстетики сталинизма.