Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Защита на местах: региональные инициативы помощи задержанным на митингах

Воронеж
«После протеста»: [email protected]

Воронежец Александр Друк до 2017 года участвовал в ряде правозащитных проектов, но потом в его жизни появились другие приоритеты — от собственного мебельного бизнеса до работы учителем труда в школе по системе Монтессори.

«Когда у меня появились силы вновь чем-то заниматься [в области правозащиты], наступил январь 2021 года. Оказалось, на тот момент в Воронеже не было правозащитников, в чье поле деятельности попадала бы работа с возможными последствиями массового выхода людей на улицу и полицейских мер [против этого]. Нас было 4-5 человек, мы сделали наблюдение за акцией 23 января, после этого я стал писать во все чаты протестных групп с предложением встретиться и обсудить, что делать с последующими преследованиями людей», — рассказывает Друк.

На нескольких встречах, в которых приняли участие порядка сотни человек, родилась концепция воронежской группы «После протеста». У группы несколько направлений деятельности, в том числе правовая помощь, проведение тренингов по самозащите в судах и общению с прессой.

«Мы стали писать новости о судах, визитах полиции после акции, интервью с задержанными о том, как было в отделах полиции и спецприемниках. Какие-то наши материалы берут СМИ. Также мы распространяем шаблоны жалоб [на действия силовиков во время задержаний на протестах]», — рассказывает Друк.

Во время трех зимних митингов в Воронеже задержали от 400 до 450 человек. «После протеста» обратилась в суды с исками 135 задержанных, недовольных условиями содержания в отделах полиции.

«Мы хотим начать вести диалог с полицией — не с точки зрения „кто здесь власть“, а о том, что задержания [на протестах] — это не повод нарушать закон в отделах. Пытаемся договориться с уполномоченным по правам человека Воронежской области, чтобы сделать круглый стол с полицией. В Воронеже и других городах есть некоторая возможность влиять на конкретных людей, конкретный отдел [полиции] через открытую дискуссию», — считает Друк.

В планах «После протеста» — создавать группы, которые будут заниматься контролем работы отделов полиции не только во время митингов.

Санкт-Петербург
Горячая линия «Яблока» и Правозащитного совета Санкт-Петербурга: 8-800-707-87-61

«ОВД-Такси» (телеграм): @ovdtaxi_spb

«Передачи задержанным» (телеграм): @Peredachi_SPb

Бывшая участница петербургской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Яна Теплицкая отмечает, что в северной столице много разных инициатив помощи задержанным на протестах.

Есть несколько групп адвокатов, которые ездят по отделам полиции в дни больших акций. Муниципальные депутаты часто приходят к отделам с задержанными, пытаясь добиться права заходить в здания МВД в своих округах.

«Помимо горячих линий ОВД-Инфо и „Апологии протеста“, есть горячая линия, которую организует депутат от „Яблока“ [петербургского ЗакСа Борис] Вишневский. На нее можно звонить и писать. На помощь в отделы полиции может приехать член президентского Совета по правам человека Наталия Евдокимова, сам Борис Вишневский, священник Григорий Михнов-Войтенко. Последнего полицейские тоже пропускают в отделы», — рассказывает Теплицкая.

Они ведут переговоры с начальниками ОВД, передают информацию о ситуации с задержанными.