5 книг о том, как изучать историю сквозь призму человека — «Горький»
Антропологический поворот, случившийся, как принято считать, в гуманитарных и социальных науках в начале XX века, сильно повлиял на методологию исторических исследований. После Второй мировой историки стали обращать все больше внимания на частную жизнь «простых» людей. Постепенная смена фокуса по-разному проходила в разных странах и разных исторических школах, и в результате сложилось отдельное междисциплинарное направление, получившее название «историческая антропология».
Историческая антропология довольно раздроблена, и при желании в ней можно вычленить множество ответвлений: историю ментальностей, микроисторию, историю повседневности, новую культурную историю и так далее. Нет у нее и единого теоретического и методологического источника: исторические антропологи черпали вдохновение сразу во многих областях знания — от социологии и этнографии до географии и экономики. Именно поэтому выбрать пять (и только пять) книг, которые можно было бы назвать фундаментом исторической антропологиии, — задача если не заведомо невыполнимая, то по меньшей мере предполагает очень разные решения.
Выбирая книги для материала, я решила остановиться на работах авторов, которые, во-первых, уже переведены на русский или на нем написаны и которые, во-вторых, можно было бы назвать знаковыми именно для российского читателя. Местами выбор может показаться неожиданным, но это рифмуется с одной из важных особенностей исторической антропологии: останавливать взгляд историка на вещах неочевидных и давать им возможность говорить за себя.