Вечерняя Медуза
Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира. «Иностранными агентами» объявили еще девять человек и три организации
Добрый вечер,
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
это ежедневная рассылка «Медузы» о самом важном, что произошло за день. Главное событие сегодня — это присуждение Нобелевской премии мира главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову. Вместе с ним премию получила филиппинская журналистка Мария Ресса. Обоих лауреатов наградили «за мужественную борьбу за свободу слова». Мы собрали главное об этом решении Нобелевского комитета — и о реакции на него.
Подпишитесь на нашу рассылку и поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджере. А теперь к другим новостям.
Пульс
Главное за день — по пунктам
- В реестр «иностранных агентов» внесли еще девять человек и три организации. Среди них журналисты «Дождя» и «Би-би-си» и расследовательский проект Bellingcat.
- В афганском городе Кундуз произошел взрыв в шиитской мечети. Талибы* заявили о 100 погибших.
- Россия ответила на вопросы стран ОЗХО об отравлении Навального — и задала им встречные вопросы.
- Избитому в московском метро пассажиру выплатят 2 миллиона рублей и устроят ночную экскурсию. Накануне СК наградил его медалью за отвагу.
- 22-летняя дочь Рамзана Кадырова Айшат стала министром культуры Чечни.
- Подводная лодка ВМС США столкнулась с неизвестным объектом. Пострадали 11 моряков.
- В Киеве нашли мертвым 33-летнего депутата Верховной рады Антона Полякова.
* Исламистское движение «Талибан» внесено в список организаций, признанных в России террористическими, его деятельность запрещена.
Тексты дня
Интервью нобелевского лауреата Дмитрия Муратова
По словам Муратова, присуждение награды стало для него полной неожиданностью. Спецкор «Медузы» Светлана Рейтер поговорила с главным редактором «Новой газеты» о том, не собирается ли он отказаться от премии из опасения стать «иностранным агентом» («Нет, конечно. Мы же не Пастернак») — и что Муратов думает о ехидных комментариях в соцсетях. Также в интервью новый лауреат премии мира рассказал, кому бы присудил награду, если бы был в составе Нобелевского комитета.
Компания, связанная с Константином Эрнстом, сносит 39 советских кинотеатров в Москве. Они правда не нужны городу и не имеют никакой ценности?
Гендиректор Первого канала Константин Эрнст оказался одним из фигурантов «Архива Пандоры». Его связывают с офшором на Британских Виргинских островах, который участвовал в проекте по реконструкции 39 московских кинотеатров, построенных в советское время. Чаще всего эта «реконструкция» подразумевает полный снос зданий, на месте которых потом строят однотипные торговые центры. О том, что этот проект значит для Москвы, нам рассказал историк архитектуры Николай Малинин.
Как живется «иностранным агентам» в России? Рассказывает «иностранный агент»
Героиня текста — журналистка, которая попросила «Медузу» не раскрывать ее имени. Она попала в список Минюста в июле 2021 года. В этом материале она рассказала, как изменилась ее жизнь в новом статусе. Среди абсурдных (но формально законных) требований — необходимость отчитываться за кешбэк (!) и за переводы денег. А плашку про «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ» нужно добавлять буквально везде, включая, например, твиты и описание профиля в тиндере.
Подпишите петицию с требованием отменить закон об «иноагентах». Расскажите о ней друзьям и знакомым. Это правда очень важно и касается каждого.
Коронавирус
Говорят, после прививки от ковида меняется менструальный цикл. Что, правда? Если да, то насколько это опасно?
Точно ответить на вопрос о влиянии прививки на менструацию нельзя, поскольку на цикл влияет множество факторов. В США вопрос о возможном влиянии вакцины от ковида на месячные начали изучать только в августе. Исследование должно продлиться год. Пока можно полагаться лишь на промежуточные заключения экспертов. Они говорят о том, что вакцины, похоже, не влияют на менструальный цикл. А если изменения и случаются, то они носят временный характер и не представляют опасности.
Подкаст «Что случилось»
В Беларуси — новая волна репрессий. Зачем все это Лукашенко? Кстати, он ведь вроде собирался уходить — или опять передумал?
После перестрелки в жилом доме в Минске, в которой погибли айтишник Андрей Зельцер и сотрудник КГБ Дмитрий Федосюк, белорусские власти начали новую волну репрессий. Они задерживают людей, оставляющих комментарии в интернете, если в этих комментариях выражается сочувствие по отношению к Зельцеру и критикуются власти страны. Одновременно усилилось давление на последних сколько-то независимых от руководства страны журналистов. В частности, была закрыта «Комсомольская правда в Беларуси». В этом выпуске говорим о том, что происходит в стране, с политическим аналитиком Артемом Шрайбманом.
Слушайте «Что случилось» на «Медузе» и в ютьюбе, а также подписывайтесь в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке» и других подкаст-сервисах.
Итог дня в одной картинке

Скучаем по временам, когда пятница была просто пятницей. Ваша «Медуза»