Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Красное и белое. Владимир Путин и гражданская война


Александр Петриков специально для «Кашина»

Когда московский памятник Минину и Пожарскому в середине октября увезли с Красной площади на реставрацию, и стало понятно, что цветов в День народного единства в этом году никто возлагать не будет, можно было заподозрить, что это Владимир Путин так изящно дает нам понять, что не выйдет из бункера даже в праздник, но подозрения оказались напрасными — 4 ноября Путин вышел не только из бункера, но, что существеннее, за пределы своей военно-исторической зоны комфорта. Редкий случай, когда российское государство устами Путина (а других уст у государства, в общем, и нет) формулирует свою позицию по вопросу национальной истории, не связанному со Второй мировой войной.

День народного единства — праздник, разумеется, пустой, бессмысленный, случайный, основанный на ситуативной политтехнологии середины нулевых, когда потребовалось срочно найти замену коммунистическому седьмому ноября, подобрали ближайшую что-то значащую дату, придумали для ее обозначения три как будто наугад взятых слова, а на большее ни ума, ни сил, ни желания не хватило, и десять или больше последующих лет Кремль посвятил преодолению им же созданной проблемы — за необязательную дату ухватились несимпатичные Кремлю националисты, завели традицию Русских маршей в этот день, и все дальнейшие попытки государства вернуть себе 4 ноября как-то крутились вокруг многонациональности Российской Федерации — даже в этом году телевидение тиражировало сюжеты о многообразии экзотических народностей в нашей стране, а чиновники в инстаграме позировали в каких-то этнических нарядах. Но, как можно было заметить, именно этой осенью и силовики, и официальные медиа как будто поняли, что казенная мультикультурность ни на кого уже не действует, и были моменты (прежде всего — после расправы трех дагестанцев над Романом Ковалевым в московском метро), когда государство переставало играть в дружбу народов и неуклюже поднимало очередной «тост за русский народ». Все выглядит так, что именно неожиданная неактуальность многонациональных лозунгов вынудила Кремль искать новые точки сборки для народного единства, и Путин 4 ноября мирил не русских с нерусскими, а, внезапно, красных с белыми.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.