Дата
Автор
Gorky Media
Источник
Сохранённая копия
Original Material

5 книг о том, как разобраться в современных культах Вьетнама — «Горький»

Чтобы понимать, насколько интересна религиозная культура тямов, нужно немного углубиться в историю этого народа. Некогда тямы населяли весь Центральный Вьетнам, их государство существовало до семнадцатого века, пока не было поглощено вьетнамской экспансией. И хотя общины тямов до сих пор есть во многих странах региона, в основном они живут во Вьетнаме и Камбодже. Считается, что в мире живет около полумиллиона представителей этого народа. Но любые цифры будут неточны, потому тямские общины находятся на территории, где качественная статистика до сих пор оставляет желать лучшего. К тому же на точный подсчет влияет политика.

Во Вьетнаме негласно действует политика «вьетнамизации», когда представители малых этносов отказываются от своей идентичности в силу экономического или политического давления. С практической точки зрения быть кхмером или тямом во Вьетнаме гораздо сложнее, чем представителем титульного этноса — кинь. Тямы имеют свой язык и письменность, которая восходит к индийскому слоговому письму брахми. Ни язык, ни письменность тямов не похожи на вьетнамские и имеют разные корни, но национального образования и возможности использовать свой язык для коммуникации у них нет. В Камбодже многие тямы стали жертвами геноцида во время режима красных кхмеров и подверглись аналогичной политике «кхмеризации».

Культура тямов находится в большем упадке. Дело в том, что к концу XVII века государство Северного Вьетнама — Дай Вьет — полностью захватило территорию Центрального Вьетнама и тямы постепенно ассимилировались. Уже в средние века тямы имели две религиозные традиции: ислам и индуизм. Но это всегда были религиозные ответвления, значительно отличающиеся от своих коренных версий. Есть такой термин «санскритизация ислама» — это когда в средневековой Индии ислам из-за близости к индуизму приобрел необычные практики и формы. Так и ислам тямов имеет множество неортодоксальных допущений. Так же и тямский индуизм — это своеобразная религия, хотя в индуизме и нельзя говорить о какой-то унификации.

Сейчас, из-за того что мусульманские тямские общины активно общаются с близкими по происхождению индонезийцами и малайцами, у них происходит процесс «салафитизации». То есть традиционный ислам тямов испытывает влияние салафитских миссионеров, которые приехали во Вьетнам и Камбоджу в девяностые годы в рамках гуманитарного сотрудничества. Тямские девушки начинают носить закрытую паранджу, учить арабский, не ассоциировать себя с представителями того государства, в котором они живут. Большая проблема тямов в том, что они — разделенный народ. Когда в XVII веке их стали вытеснять вьетнамцы, многие общины бежали на территорию современной Камбоджи.

Во время режима красных кхмеров Пол Пот и руководство Демократической Кампучии активно проводили политику «кхмеризации» живущих на территории Камбоджи этнических меньшинств. По материалам Чрезвычайных палат в судах Камбоджи (Трибунал по преступлениям режима красных кхмеров) порядка 100 000 представителей тямского меньшинства были убиты, пропали без вести или были согнаны во время практик выселения. Сейчас тямская община современной Камбоджи салафитизируется из-за того, что уход в религию для меньшинств является одним из выходов в ситуации давления со стороны более крупного этноса и государственной политики. Но не все так плохо, политика терпимости приходит и в общества Вьетнама и Камбоджи. Тямам открыто разрешают практиковать свою религию, а на волне интереса к истории страны и роста туризма до пандемии традиционные практики стали представлять интерес для иностранцев.

Книга, о которой мы говорим, рассматривает в первую очередь вопрос о том, как тямы вообще оказались в этой ситуации: как так случилось, что некогда большой и сильный народ с мощной культурой сейчас разделен по нескольким странам региона, а его культура угасает? Книга не очень новая, но ее авторка является одним из ярких специалистов по теме. Аньес занимается процессами исламизации и исследованием исламской культуры во Франции и ее бывших колониях.

У нее есть работы и по Талибану, и по алжирским мусульманам, и по проблеме женщин в мусульманских общинах во Франции. Но жизнь мусульманских общин тямов в Камбодже и Вьетнаме занимает в ее исследованиях отдельное место. Аньес больше десяти лет проработала в регионе как журналист и исследователь, выпустила три документальных фильма о жизни в дельте Меконга, а также несколько книг по теме.