Дата
Автор
Петр Мироненко, Ирина Малкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

О чем договорились Россия и Украина, ждать ли прекращения огня и какие вопросы остаются спорными

О чем договорились Россия и Украина, ждать ли прекращения огня и какие вопросы остаются спорными

В российско-украинских переговорах впервые за месяц произошел если не прорыв, то большой шаг вперед. На встрече в Стамбуле стороны так и не подписали никакого соглашения, но «зафиксировали позиции» — этого оказалось достаточно для того, чтобы Минобороны объявило о «снижении военной активности» на киевском и черниговском направлении (и без этого в последнюю неделю самых спокойных). Украинская сторона представила свой план будущего соглашения. По данным The Bell, в основе он уже согласован с Москвой, но по части принципиальных вопросов решения еще нет.

Итоги переговоров

Переговоры в Стамбуле начались примерно в 10 утра по московскому времени и продолжались около четырех часов. Из слов источников FT, знакомых с ходом переговоров (источников, похоже, скорее украинских, чем российских) следовало, что стороны связывают с этой встречей больше надежд, чем с предыдущими. Отчасти эти надежды реализовались.

По итогам переговоров члены украинской делегации подробно рассказали о своих предложениях о гарантиях безопасности. Глава российской делегации Владимир Мединский заявил, что письменные предложения украинской стороны будут переданы Владимиру Путину, затем будут обсуждаться на уровне глав МИД, а встреча президентов возможна уже только для парафирования мирного договора.

Для украинской стороны было важно выступить инициатором предложений, на которые Россия согласится, объясняет источник The Bell, знакомый с ходом переговоров. Российская сторона продвинулась в сторону реальной договоренности, потому что дальнейшее продвижение войск означало бы боевые действия в больших городах и повторение сценария Мариуполя, считает собеседник The Bell.

Во вторник никаких документов (в том числе о прекращении огня) подписано не было. Но при наличии политической воли за несколько дней можно выйти на согласование конкретных договоренностей главами МИД, после чего они должны лечь на стол президентам, говорит собеседник The Bell. Каким будет реальный тайминг — неясно.

Предполагается, что в пакет соглашений войдет договор о безъядерном и внеблоковом статусе Украины и гарантиях безопасности, а также некий документ о взаимном уважении языков и культур. Ранее президент Украины Владимир Зеленский говорил, что хотел бы подписать такой договор со всеми соседними странами, помимо России — с Польшей, Венгрией, Румынией «и так далее».

«Сокращение военной активности»

Вместе с Мединским выступил замминистра обороны РФ Александр Фомин, который сделал главное заявление дня о «кардинальном, в разы сокращении военной активности» на киевском и черниговском направлениях.

С одной стороны, это заявление во многом было констатацией факта — в последнюю неделю российские войска не предпринимали на этих направлениях активных наступательных действий, а еще в пятницу Минобороны заявило, что российские вооруженные силы будут концентрировать силы и средства на «освобождении Донбасса». Позже Мединский специально подчеркнул, что заявление Минобороны не означает прекращения огня.

С другой стороны — это первое такого рода заявление российских военных за все время «спецоперации», за которым последовали реальные действия. Уже через час после заявления Фомина источник в американской разведке сообщил, что США действительно наблюдают отвод части российских войск на киевском и черниговском направлениях.

Решение о полном прекращении огня на всех направлениях, кроме северного, отложено — похоже, обе стороны считают, что время работает на них, и надеются успеть занять часть важных для дальнейших переговоров территорий, считает собеседник The Bell, знакомый с ходом переговоров.

Российские официальные заявления по итогам переговоров

  • Переговоры прошли конструктивно и переходят в практическую плоскость. Предложения Украины подтверждают ее стремление к нейтральному и безъядерному статусу, они будут изучены и доведены до руководства России.
  • Встреча президентов Путина и Зеленского возможна не после согласования договора министрами иностранных дел, а одновременно с его парафированием. При этом возможно обсуждение «различных политических нюансов и деталей».
  • Минобороны России «кардинально, в разы» сокращает военную активность на киевском и черниговском направлении. О южных — николаевском и мариупольском направлениях — представитель Минобороны не сказал.
  • Россия призывает Украину соблюдать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными.

Украинские официальные заявления

  • Гарантами безопасности Украины могут стать постоянные члены Совбеза ООН (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция), Турция, Германия, Канада, Италия, Польша, Израиль. При желании к ним смогут присоединиться другие страны.
  • Все участники договора обязуются не только не препятствовать, но и способствовать вступлению Украины в Евросоюз.
  • Формулировки многостороннего соглашения о гарантиях безопасности Украина предлагает сделать похожими на пятую статью Североатлантического договора: если Украина станет объектом военного нападения, она имеет право в течение трех дней потребовать консультаций гарантов, и если проблема не решится дипломатически, страны-гаранты обязаны будут предоставить Украине военную помощь и обеспечить закрытие воздушного пространства над Украиной (что фактически равнозначно вступлению в военный конфликт на ее стороне).
  • Если эти гарантии будут получены, Украина зафиксирует нынешний статус внеблокового и безъядерного государства, откажется от размещения на своей территории военных баз и вступления в военно-политические союзы.
  • Договор будет вынесен на всеукраинский референдум, и в случае успеха его ратифицируют парламенты стран-гарантов и парламент Украины.
  • Вопрос о Крыме станет отдельным пунктом договора. В нем предлагается зафиксировать намерение России и Украины достигнуть договоренности о статусе Крыма и Севастополя в течение 15 лет. В течение этого времени и Россия, и Украина обяжутся отказаться от военного решения вопроса.
  • Вопрос о Донбассе будет вынесен в отдельный пункт, который будут обсуждать лично президенты России и Украины.

О чем остается договориться

Самые острые вопросы — это спорные территории и конструкция коллективного договора с гарантиями безопасности Украине, говорит источник The Bell, знакомый с ходом переговоров.

  • Самым сложным в части спорных территорий остается вопрос границ на Донбассе. Возможны все варианты — начиная от территорий ДНР и ЛНР в довоенных границах, заканчивая признанием целиком независимости Донецкой и Луганской областей.
  • Гипотетически существуют компромиссные варианты с границами в тех территориях на востоке страны, которые российские войска займут на момент достижения окончательных договоренностей, или с границами, о которых просто удастся договориться в ходе переговоров.
  • Переговорщики с обеих сторон настроены отложить решения по территориальным вопросам до встречи президентов. От результативности военных в ближайшие дни или недели, вероятно, будет зависеть и судьба Мариуполя.
  • Вопросы о российском «сухопутном коридоре в Крым» (занятые сейчас российскими войсками части Херсонской и Запорожской областей Украины, соединющие Донецкую область с Крымом) и о вхождении Донбасса в состав России (о такой возможности заявляли главы ДНР и ЛНР, но в Москве это не вызвало однозначного одобрения) на переговорах не обсуждаются.
  • Суть и формулировки коллективного договора о гарантиях безопасности Украине — еще один непростой вопрос. Надо понимать, что представленные во вторник формулировки — это предложение украинской стороны, отмечает собеседник The Bell. Россия с высокой вероятностью будет против того, чтобы финальное соглашение было аналогом пятой статьи Североатлантического договора. Реальные гарантии безопасности Украине должны быть даны, но должен быть и четко определен механизм их действия — чтобы страны НАТО не могли воспользоваться этим пунктом в ущерб интересам России, говорит он.
  • Вопрос о смягчении или частичном снятии с России западных санкций, по крайней мере пока, не является предметом переговоров. С российской стороны он официально не поднимался, говорит собеседник The Bell.