5 книг о том, как граждане разных стран переживали темные времена — «Горький»
Речь не обо всем этом издании, а о сравнительно небольшом тексте в его составе — этот текст написан в 1946-1947 годах. Германия пала. Это мощнейшая травма для немцев, это гибель соотечественников, разделение страны и так далее. И в этих условиях Ясперс ставит вопрос о том, несут ли немцы ответственность за преступления нацистского режима. При этом он оказывается едва ли не белой вороной, одним из немногих голосов немецких интеллектуалов, которые говорят: «Да, нам сейчас очень плохо, мы испытываем весь комплекс побежденного, но давайте все же подумаем, какова мера нашей ответственности за эти преступления?»
Чтобы ответить на этот вопрос, Ясперс выделяет четыре вида виновности (тут важно подчеркнуть, что в этом раннем тексте он не различает понятие вины и понятие ответственности — разграничены они будут чуть позже). Итак, первый из видов виновности — юридическая, уголовная. С ней все понятно. Есть свод уголовных законов, их нарушитель виновен, решение выносит суд. Гораздо сложнее с другой формой ответственности — политической. Ясперс однозначно проговаривает эту вещь: граждане любого государства несут ответственность за то, как ими управляют. Это очень неприятная для всех нас максима, но она вполне справедлива. Мы можем быть антифашистами и антинацистами, откровенными пацифистами, и тем не менее, мы вместе со всеми согражданами ответственны за тот режим, который от нашего имени осуществляет некие деяния. Именно «ответственны»: вина обращена в прошлое (мы ощущаем вину за то, что не сделали или сделали), а ответственность обращена не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее: как гражданин я ответственен за то, чтобы преступления, совершенные от имени моего государства, были невозможны впредь, и здесь и сейчас я должен сделать все возможное, чтобы мое государство изменилось.
Третья форма — моральная вина. Я могу быть непричастным к несправедливости, но через причастность к человеческому роду как таковому я чувствую себя виновным за то, что рядом со мной осуществляется зло, которому я не могу помешать. Что здесь выступает инстанцией? Моральная вина не может быть вменена кем-то внешним, нельзя прийти к человеку и обвинить его — никто не обязан быть героем и рисковать своей жизнью для спасения близких. Таким образом, инстанцией решения о вине выступает собственная совесть и суждения тех, кому дорог человек, выступающий субъектом моральной вины.
Наконец, четвертая форма — ответственность метафизическая. Ясперс — верующий христианин, и он говорит о вине перед Богом за невообразимое зло, которое совершают люди. В какой-то мере это ответственность за нашу человеческую природу.