«Очень непрозрачный намек»: как участник антивоенной акции в Казани уехал из страны после разговора с ФСБ
Было 24 февраля. Мы все проснулись и узнали, что началась война, которую [власти] почему-то называют «спецоперацией». Как только я узнал о том, что произошло, написал тут же антивоенный пост в инстаграме. Потом пошел на работу и продолжал следить за тем, как развиваются события.
Ближе к вечеру узнал, что в Казани пройдет антивоенный митинг, не согласованный с властями, конечно. Начинался он в 18:00. К самому началу я не успел, потому что до 18:00 как раз работаю. Пока дошел до дома, нарисовал плакат… В общем, к месту проведения акции на улице Баумана я дошел ближе к 20:00. Там уже в тот момент никого почти не было. Только несколько сотрудников прессы и полицейские.
Когда шел на акцию, понимал, что меня могут задержать. К этому сценарию заранее подготовился: поел дома, снял с себя украшения — крест и обручальное кольцо, вытащил паспорт из обложки и поехал. С собой у меня были только телефон, паспорт и маска.
Для меня было важно выйти на улицу в тот день, потому что я до последнего надеялся, что войны не случится, что это такой политический торг, что российские власти будут угрожать Украине скоплением людей и техники и в итоге они до чего-то договорятся. Но, к сожалению, случился худший сценарий. Очевидно же, что война — это горе для всех: и для Украины, и для России. И правительству бы сейчас заниматься другими делами: развивать экономику, бороться с коррупцией.
В общем, пришел я на улицу Баумана и встал с пикетом, развернув свой плакат — кусок обоев, на котором был нарисован флаг Украины и написано «Миру — мир». То есть даже не антивоенный плакат, а за мир в широком смысле. Простоял я так буквально минуту. Ко мне тут же подошли сотрудники полиции. Представились, попросили меня предъявить документы — я показал паспорт. Сообщили, что я нарушаю порядок проведения акции, и отвели в автозак.