Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Бесконечная «спецоперация». Владислав Иноземцев — о том, сколько может идти война, какими будут ее жертвы и чем она кончится для России


«Специальная военная операция», начатая Владимиром Путиным 24 февраля этого года, продолжается уже 200 дней. Само по себе вторжение войск одной страны в пределы другой без объявления войны не является чем-то оригинальным: те же Соединенные Штаты, задействовавшие свои войска за границей более 80 раз со времени окончания Второй мировой войны (и de facto оккупировавшие порой целые государства), в последний раз официально объявляли войну противнику в 1941 г. Однако столкновение Украины и России имеет несколько особенностей, позволяющих говорить о нем как об уникальном за последние 75 лет событии.

Во-первых, это первая крупная война в Европе, начавшаяся вне контекста постимперского распада (войны в Югославии, Таджикистане, Закавказье, Молдове и т.д. отличались от нее тем, что велись новыми государствами, не получившими признания ни друг другом, ни международным сообществом, в то время как между Россией и Украиной договор о границе был подписан почти 20 лет назад).

Во-вторых, это первая война между крупными государствами как минимум с 1973 г., ставкой в которой является само существование соперников (со времен арабо-израильских войн «десуверенизация» целого государства никогда не ставилась целью нападающей стороны).

В-третьих, это первый со времен Второй мировой войны конфликт, поражение в котором чревато для агрессора социальной и политической катастрофой с полным демонтажем политического режима (вряд ли можно сомневаться, что в случае поражения России Путин и его приближенные не смогут удержаться у власти), в то время как неудачи великих держав во многих других войнах второй половины ХХ века ничем подобным чреваты не были.

В-четвертых, это первое вооруженное столкновение с начала 1990-х, в котором международное сообщество однозначно занимает сторону жертвы агрессии, тогда как ее противник может надеяться максимум на нейтралитет ряда стран, но не на помощь с их стороны (таким положение было и во время войны в Заливе в 1990–1991 гг.). Список особенностей можно продолжать, но уже сейчас нет и не может быть сомнения в том, что мы имеем дело с важнейшим конфликтом за последние три четверти столетия.

В таких условиях два главных вопроса, которые не могут не задавать себе политики, эксперты и простые граждане, это вопросы о том, как долго может продолжаться эта война и какими могут оказаться ее жертвы; и о том, в каком состоянии окажется мир по ее итогам и насколько это состояние будет отличаться от мирового порядка, привычного для мира второй половины ХХ и начала XXI века (в отличие от многих, я не считаю, что с завершением «холодной войны» мир принципиально изменился).

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.