Повестка не туда. Задержанным на акциях выдают повестки в военкоматы, но не в те
21 сентября повестки в военкоматы полицейские раздавали в Воронеже и в 16 московских ОВД. 24 сентября — в десяти ОВД в Москве, а также в отделах полиции в Иркутске, Архангельске, Самаре, Рязани, Нижнем Новгороде, Саратове и Смоленске.
Руководитель Russia Today Маргарита Симоньян заявляла, что более 200 участников антивоенной акции на Арбате 21 сентября получили повестки в военкоматы. По мнению пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, вызов в военкоматы протестующих «не противоречит закону». По данным Baza, полиция по крайней мере в Москве проверяет по спискам подлежащих мобилизации вообще всех мужчин, с которыми соприкасается — и тех, кого задерживают, и тех, кто приходит в полицию с заявлениями.
ОВД-Инфо поговорил с несколькими задержанными — они рассказали о случаях, когда им выдавали повестки в отделах полиции.
Два часа на сборы
Житель Смоленска Виталий Цицуров известен в своем городе как активист, регулярно проводящий пикеты за мир с Украиной. По его словам, 21 и 24 сентября, когда проходили всероссийские дни протеста против мобилизации, дома у него пропадал интернет. Оба раза на выходе из подъезда он встречал полицейских.
21 сентября от него потребовали проследовать в отдел полиции. Там Цицурова опросили в связи с его жалобой на противоправные действия — на одной из акций активист подвергся нападению. А 24 сентября полицейские вручили ему повестку в военкомат.
«Меня встречали два подполковника, майор и кто-то в штатском. В повестке была просто явка в военкомат без указания цели. Я отказался ее получать», — рассказывает активист.
Тогда от него потребовали проследовать в отдел, где составили акт об отказе получать повестку — это административное правонарушение (ст. 21.5 КоАП, до трех тысяч рублей штрафа). После этого полицейские вновь завели разговор о жалобе на действия неизвестных, которую Цицуров подавал ранее.
«Я служил давно, так что не знаю, где сейчас военкомат, и вызывали ли меня в тот, к которому я приписан. Причем мне вручили повестку в 16 часов, а в военкомате надо было быть уже в 18 часов того же дня. В углу я заметил приписку: „Команда № …“. Не знаю точно, что это значит, возможно, это номер подразделения. Когда я 10 лет назад служил, было такое понятие „команда на убытие“», — рассказывает Цицуров.
Проходил мимо
«Я с супругой заканчивал поездку на каршеринге, припарковался у ближайшего метро, где нашел парковку, — рассказывает житель Москвы Максим о своем задержании 24 сентября в центре столицы. — Мы вышли к метро, прошли первый пешеходный переход — [там] стояли два представителя власти с касками, в черной форме. Мы остановились на следующем переходе, горел красный сигнал светофора, мы ждали зеленого. Они подошли ко мне сзади, взяли за руки и повели в автозак».
Жену Максима, которая попыталась выяснить мотивы полицейских, тоже задержали, они попали в разные полицейские машины. Максим рассказывает, что их переполненный автозак полтора часа ездил по Москве в поисках ОВД, который мог бы принять задержанных. В итоге его увезли в Северное Тушино, а супруга попала в отдел полиции по району Новокосино.
Женщине вменили часть 5 статьи 20.2 КоАП (нарушение порядка участия в акциях) и отпустили, так как статья предусматривает только штраф. На Максима составили протокол по статье 20.2.2 КоАП (нарушение правил участия в акциях, сопряженное с созданием помех движению транспорта). Эта статья предусматривает и административный арест, поэтому мужчину оставили на ночь в полиции.
«Когда в ОВД оформили протоколы, меня и еще одного парня вызвали, попросили подождать в коридоре. Это было около половины четвертого ночи. В отдел вызвали женщину, которая раздавала повестки. Она утверждала, что из военкомата, но никаких документов не показала. Она выписала нам повестки. Полицейские настойчиво требовали их получить, говорили, что иначе дело не сдвинется», — рассказывает Максим.
На следующий день Максима отвезли на суд и присудили штраф. Повестку ему выписали на 10 октября — как раз чтобы успеть, если бы дали 15 суток ареста. При этом, согласно документу, Максим должен посетить один из московских военкоматов, хотя он состоит на воинском учете в другому регионе.
Повестка вместо протокола
Студента иркутского университета Дмитрия задержали 24 сентября. По его словам, он был довольно далеко от места антивоенного протеста, но его все равно обыскали и увезли в отдел.
«При входе в отдел полиции был ящик, в него сказали положить телефон и закрыли на ключ. Я сидел на скамейке перед кабинетом участкового с другими задержанными. Меня сфотографировали, взяли отпечатки пальцев. Спрашивали, не стыдно ли мне участвовать в таких акциях», — рассказывает Дмитрий.
Затем оперативник достал из ящика телефон Дмитрия и стал изучать его содержимое. Других соцсетей и мессенджеров, кроме WhatsApp и «ВКонтакте», на телефоне не было, ничего подозрительного полицейский не обнаружил. Дмитрию удалось выйти из полиции без протокола, но с повесткой в военкомат на 27 сентября.
«Зашли трое полицейских, сказали, чтобы подошли мужчины. Записали паспортные данные и адрес регистрации, затем потребовали расписаться на повестке. Я им говорил, что повестка, которую они просят подписать, не в военкомат по моему месту жительства. Они проигнорировали это, продолжили требовать подписать. Я согласился», — рассказывает задержанный.
В военкомат Дмитрий так и не сходил — ни по месту жительства, ни в Москве. На прием в военно-учетный стол вуза Дмитрий попасть не смог из-за большой очереди обращающихся.