«Говорили, ее у меня отнимут, а меня посадят». На отца школьницы завели уголовное дело после того, как она нарисовала антивоенную картинку
«Алексей Владимирович, вашу дочку забрали сотрудники ФСБ»
О школе № 9 города Ефремова в Тульской области известно мало. На сайте школы перед снимками учителей — большая табличка «Герои спецоперации», следом за ней баннер «Народного фронта» со слоганом «Поддержим наших ребят на передовой!». В школе есть кадетские классы, где готовят полицейских: в интернете можно найти несколько видеозаписей как первый и пятый класс принимает присягу — малыши и ученики постарше, одетые в форму, выстраиваются под армейские команды и клянутся «верно и самоотверженно готовить себя к службе Родине».
13 декабря 2022 года в школе прошло «торжественное мероприятие в поддержку специальной военной операции» под названием «Zа мир, Zа Россию, Zа президента». На нем в качестве почетного гостя был и начальник городской полиции, Аксенов Андрей Николаевич.
Маша Москалева училась в обычном 6 «В» классе — до весны 2022 года. Мама девочки с ее трех лет живет в другом городе, Машу воспитывает отец. Алексею Москалеву пятьдесят четыре года, в Ефремове он разводил декоративных птиц, держал небольшое хозяйство.
В апреле 2022 года на уроке ИЗО учительница Маши попросила класс нарисовать рисунки в поддержку российских войск в Украине. Девочка нарисовала российский и украинский флаги — на первом написано «Нет войне», на втором — «Слава Украине», посредине стоят женщина с ребенком, на них со стороны России летят ракеты.
«Что после этого началось! — рассказывает Алексей. — Педагог побежала к директору, та вызвала полицию. Учитель рисования сразу пригрозила дочери, поэтому, когда приехали сотрудники и ждали ее у входа, спрашивая у всех детей фамилию и имя, она сразу поняла, в чем дело. Ей удалось ускользнуть — она назвалась чужой фамилией. Прибежала домой, запыхавшись, говорит: „Папа, меня чуть не схватила полиция, я нарисовала рисунок“. Дочка была напугана, я пообещал, что на следующий день приду в школу и буду ее ждать до конца уроков».
На следующий день, по словам Алексея, он, как и обещал, пришел в школу и сидел там около двух часов. В коридор вышла директор, увидела его и тут же вызвала полицию — на этот раз вместе с полицейскими приехала служба опеки. Машу сняли с уроков, вывели в коридор, отцу стали показывать тот самый рисунок.
«Какой стыд, когда ребенка с класса снимают и ведут по коридору, как заключенного! — возмущается Алексей. — Мне стали говорить: „Видите, чему вы учите ребенка! Посмотрите, что она нарисовала“. Я говорю: „Что особенного произошло? Она выступает против войны, против кровопролития, что в этом такого?“. Они составили протокол, позвали понятых — учителей, те подписались. Нас повели в машину, ученики наблюдали из окон — будто террористов ведут. Мы приехали к начальнику полиции, Андрею Аксенову. Он читал мне нотации о том, что я неправильно воспитываю ребенка».
Сам Андрей Аксенов в разговоре с журналисткой ограничился коротким ответом: «Если вы защищаете интересы Москалева, то зря. Человек достаточно не в том аспекте живет. Этот человек не живет в сфере деятельности общества, а, наоборот, противоречит сфере деятельности общества. Ничего больше вам добавить я не могу».
В тот день, когда он допрашивал Алексея, Маша ждала отца в другом кабинете. На страницах мужчины в «Одноклассниках» и во «ВКонтакте» нашли комментарии в поддержку Украины и картинки с карикатурами на Владимира Путина. На Москалева составили протокол по статье о «публичных действиях, направленных на дискредитацию ВС РФ» (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП). Суд состоялся в тот же день. Алексея оштрафовали на 32 тысячи рублей за комментарий в «Одноклассниках» со словами: «Армия России. Насильники рядом с нами».
«Боюсь ходить в школу»
«Мы вышли из суда под вечер, — рассказывает Алексей, — дочка была голодная и заплаканная, ее трясло. Я сказал ей: „Машенька, успокойся. Суд состоялся, меня оштрафовали, теперь от нас отстанут. Все позади“. Она сказала: „Я боюсь ходить в школу“. Но я убедил ее, что волноваться больше не о чем».
На следующий день Маша пошла на занятия, вскоре ее отцу позвонили: «Алексей Владимирович вам срочно нужно явиться в школу, вашу дочку забрали сотрудники ФСБ».