Дата
Автор
Деkoder
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Девяностые в России: начало нашей истории. Историк Николай Митрохин о том, как и почему РПЦ стала верным союзником власти


К началу 2000-х годов руководство РПЦ разменяло свою прежнюю прогрессистскую позицию на удержание власти, реализуя требования и используя лозунги фундаменталистов и консерваторов. По мере того как государство в своей публичной риторике скатывалось к империализму и национализму, РПЦ все больше поддерживала его как идеологического союзника.

Москва, Храм Христа Спасителя

Vlad Karkov/Keystone Press Agency/Global Look Press

Сегодня, в разгар войны с Украиной, очевидно, что внешняя агрессия, начатая Владимиром Путиным, во многом стала возможной благодаря особенностям его внутриполитического режима. Но в какой степени он выстроил его сам, а в какой — лишь развил заложенные ранее тенденции? Портал Дekoder, с разрешения которого «Мнения» публикуют этот цикл статей, попросил историков, политологов и социологов рассказать о 1990-х — как о времени, когда «все начиналось». Это четвертый текст из цикла, в котором историк церкви Николай Митрохин рассказывает, как Русская православная церковь за десять лет прошла путь от прогрессивного общественного института до союзника государства на фоне триумфа антизападничества и поддержки национализма (Здесь можно прочитать первый текст, где политолог Владимир Гельман объясняет, как в девяностые был заложен фундамент для будущего авторитарного поворота, тут — второй, где историк культуры Илья Калинин деконструирует миф о «лихих девяностых» и вспоминает его авторов, а тут — третий, в котором историк Иван Курилла вспоминает смысл и корни русского антиамериканизма).

Скрытые конфликты из прошлого

На протяжении всей советской истории Русская православная церковь (РПЦ) страдала от гонений и многочисленных ограничений, которые были наложены на ее деятельность властями и в некоторой степени ослабли лишь накануне перестройки. К ее началу РПЦ подошла с грузом серьезных внутренних конфликтов, которые скрывались под завесой строгой и официозной публичной активности. Перечислим те из них, которые повлияли на историю церкви уже в 1990-е.

С конца 1960-х годов в церковной иерархии нарастали противоречия между большой группой умеренно прогрессивных и довольно молодых епископов, в разные годы работавших в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС), и большим количеством консервативно и гиперконсервативно (фундаменталистски) настроенных епископов и священников (особенно в монашеском сане). Первых обычно называют «никодимовцами» — по имени их духовного наставника и лидера, митрополита Ленинградского и Новгородского, главы ОВЦС Никодима (Ротова), скончавшегося в 1978 году. Многие из них либо служили в столицах союзных республик и в Ленинграде, либо же возглавляли епархии РПЦ за рубежом. Оппоненты считали их излишне «прокатолическими», либеральными и слишком лояльными к атеистической власти. Консерваторы и фундаменталисты, в свою очередь, тяготели к иррациональному, мистическому православию, при этом отличались плохо скрываемым антисемитизмом и криптомонархическими симпатиями. Их опорой была русская провинция, а вместе с ней Южная Беларусь и Восточная Украина.

Второй конфликт был производным от первого. Огромное число священников и церковных активистов не доверяло епископату в целом или, во всяком случае, его наиболее «прогрессивной» части. Подчиняясь епископам по административной линии, они искали «духовного руководства» у неформальных авторитетов («духовников») — «старцев» и «стариц». Те могли находиться в священническом или монашеском сане, номинально не занимая никаких мест в церковной иерархии. При этом некоторые из них возглавляли целые неформальные духовные движения (особенно активные в Украине), в которые входили некоторые из епископов, десятки, а то и сотни священников и монашествующих, тысячи мирян. Многие духовники знали друг друга и координировались друг с другом, так что фактически внутри церкви была создана параллельная система управления, основанная на подлинном духовном авторитете.

Еще один конфликт касался украинского вопроса.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.