Как женились в Коми?

Немногочисленные исследования о свадебных обрядах коми как правило сосредоточены на общих особенностях и ритуалах. Но вступление в брак — одновременно и публичная, и интимная часть человеческой жизни, потому и свадебный обряд имеет свои особенности не только в каждом районе, но и в каждом отдельно взятом селе.
Даже сегодня свадьба — дело не одного дня. А раньше подготовка к ней имела, порой, даже большее значение, чем само вступление в брак. Как же проходила свадьба в селе Вольдино Усть-Куломского района?
Сватовство — корасьӧм
Ещё до сватовства парень и девушка в Коми чаще всего были знакомы. Жизнь в селе или деревне тесно связана с общиной, вместе работали, вместе и отдыхали: молодые люди встречались на вечорках, где и узнавали друг друга получше. Именно на таких собраниях парень и девушка обменивались подарками: они воспринимались как обещания скорого сватовства. Девушки дарили кисеты, пояски, носовые платки, парни — платки, колечки.

Иногда парень мог хвастать, что получил подарок от одной девушки, а жениться на другой — для девушки это было позором.
Единственные дети в семье сами могли выбрать себе жениха или невесту, хотя выбирая своего спутника руководствовались не симпатией и любовью, как теперь: скорее учитывали характер избранника и достаток семьи.
Например в селе Вольдино свататься отправляли крёстную и мать жениха. Иногда, когда надежды сосвататься было мало, брали с собой дипломатичную, говорливую, шуструю женщину.
Прежде чем войти в дом, сватьи роняли ступу в сенях, «чтобы жена не была как ступа». Все понимали, о чём речь: жена должна быть подвижной и живой, но вслух это не говорилось. На лавку усаживались вдоль половиц, считая, что садиться поперёк — дурной знак. Под матицей — потолочной балкой — не проходили: она символически связывалась с хозяином дома, а значит, перейдя эту границу, сваты ставили себя в зависимое положение от хозяина. Кроме того, граница между главной хозяйской частью дома и гостевой возле дверей (кöтшас) тоже имела значение.
Особого наряда или каких-то деталей, подчёркивающих их статус, сваты не имели, но выбирали самую новую и чистую одежду.
Рукобитье — кикутӧм
Рукобитье — буквально означает «пожимание рук». Если сваты договаривались с родителями невесты о свадьбе, то в один из предсвадебных дней жених с матерью и крёстными шли в дом невесты. Жених с невестой брали друг друга за руки, обязательно через платок, не касаясь голыми руками, и целовались. Невеста одаривала родню жениха варежками, вязаными носками, красивыми плетёными поясками. Взамен жених дарил невесте платок, который подносил на блюде: оттуда и его название «блюдвыв» — наблюдный.

После все садились за стол и выпивали вино, принесённое женихом.
Беседы за столом были скорее формальными, обсуждали финансовые вопросы. Приданое невесты было соразмерным её семье: у бедных — поскромнее, у богатых — побольше, хотя разница между богатыми и бедными крестьянами была небольшой.
Досвадебные посиделки-вечорки — кольпалӧм
Вечорки устраивались после рукобитья и благословения в доме невесты. К богатым и щедрым невестам могли ходить каждый день около двух недель, а бедные или скупые не пускали к себе до последнего предсвадебного вечера. Если изба невесты была мала, посиделки устраивали у кого-то из её родственников.
На посиделки приходили парни и девушки: пели, плясали, играли. Жених мог прийти на эти посиделки только в последний вечер, но в этом случае к его спине приторачивали ступу, привязав к поясу. На вечорке он должен был носить этот груз, чтобы понять, какой груз ответственности он берёт на себя, какую ношу ему предстоит пронести через всю жизнь.

Баня — пывсян
Баня — как ни странно, тоже была частью свадебного обряда коми. Свадебная баня топилась дважды: утром до венчания, устраивали девичью баню, а после свадьбы — для молодухи со свекровью.
Первую баню топили на рассвете сёстры и братья невесты: следили, чтобы в печь не попали трескучие еловые дрова, чтобы молодые не ссорились в браке.
В нашем тексте про священную Парму мы уже рассказывали, как коми приписывали деревьям разные, порой волшебные, свойства.
Невесту будили особым причитанием мать или крёстная только к готовой бане. Начиная с бани, причитали с первого дня свадьбы и до последнего.
Чтобы недоброжелатели не навели порчу, истопник должен был сидеть в бане до её готовности.
После свадьбы баню для молодухи топила свекровь. А молодая жена несла в баню подарок для неё: вязаные разноцветные чулки, привязанные к венику шерстяным пояском с кистями, и мыло с гребёнкой от жениха.

День свадьбы — кӧлысь лун
Обычно свадьбы устраивали осенью, когда всего было в достатке.
Ночь до свадьбы невеста проводила в компании своих подруг. Утром мать невесты приносила им «муркок нянь» — рыбник или любой другой свежевыпеченный хлеб. Самый большой кусок доставался главной причитальщице.
После невестиной бани старший дружка — сейчас его бы назвали шафером жениха, — приходил к невесте с поклоном (видза юрöн). Он входил в дом со словами: «Господи Исусе», садился за стол, спрашивал, готова ли невеста, и получив ответ, вставал и уходил. Чуть погодя, вместе с дружками и крёстными приезжал уже сам жених на двух или четырёх конях, запряжённых в телегу или сани — количество коней тоже зависело от достатка.
Через крыльцо пускали желанного жениха с его спутниками, а не очень уважаемых пускали через взвоз или хлев. Невеста покрывала свою девичью косу платком.
Свадебщиков рассаживали таким образом: в первую повозку сажали старшего дружку, а за его спиной жениха с невестой. Во вторую — крёстных и ведуна, чья роль была в том, чтобы охранять эту свадьбу.
Свадебный обряд в Коми проходил в церкви. Там поп вёл венчающихся к престолу, ставил на ковёр и клал завязку для кот перед носками ног.

На свадьбу мог прийти любой желающий. И если кто-то хотел расстроить свадьбу, он мог это сделать только до того, пока жених и невеста не переступали через завязку для кот. Как только молодые переступали через него — они становились женатой парой.
После венчания невесту вели к окну, чтобы заплести причёску замужней женщины, которая называлась «баба юр» — женская голова.
И только теперь молодая жена отправлялась в дом своего мужа, где позже проходило застолье.
Молодожёны садились на вывернутый наизнанку тулуп или дорогие меха, чтобы жизнь была мягкой и тёплой, и денег было так же много как пуха. Молодожёнов укладывали спать летом в житник или сарай (полог), а зимой на полати или кровать в доме. Постель новобрачным грели парень с девушкой, желающие в скором времени тоже составить пару.
Таким был свадебный обряд в небольшом селе Усть-Куломского района. В других районах Коми всё могло происходить совсем иначе: например, где-то свадьбы проводились по весне, а где-то отличались некоторые ритуалы — и всё это только предстоит исследовать.
