Психология за решеткой. Как устроена психологическая помощь ФСИН
В самом центре города напротив стадиона «Екатеринбург Арена» находится одно из старейших пенитенциарных учреждений России, построенное в первой половине XIX века. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году Следственный изолятор № 1 дополнительно усилил режим и провел капитальный ремонт фасада.
«Кормушки» — небольшие квадратные окошки для выдачи еды и общения с осужденными — в карцере находятся почти на уровне пола. Во время очередного обхода сотрудников «кормушка» открылась — сквозь нее были видны только ноги сотрудницы ФСИН.
— Вам требуется психологическая помощь?
— Я вижу только ваши ноги. Кто со мной разговаривает?
— А, это Соколов. Он отказывается работать с психологом.
«Я, конечно, написал жалобу по этому поводу. Как это — я отказываюсь? Я не выражал свой отказ ни устно, ни письменно. Тем более человек не видел меня, просто показал мне свои ноги», — вспоминает этот эпизод правозащитник Алексей Соколов, пробывший в екатеринбургском СИЗО-1 почти полгода по уголовному делу о повторной демонстрации запрещенной символики. Поводом стал логотип Facebook на сайте «Правозащитников Урала».
По воспоминаниям Соколова, психологи учреждения приходили в камеры каждый день. На вид их было невозможно отличить от других сотрудников. Чаще всего они носили камуфляжную форму ФСИН.
«Психолог приходил, спрашивал, какие у заключенных есть психологические проблемы. Через эту же „кормушку“ она могла работать с людьми — выяснять психологическое состояние, проводить тесты», — говорит Алексей.